Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено еще 12 словарных статей
занятие

ЗАНЯТИЕ, занятия, мн. занятия, занятиям \\ заня[т’и]е и заня[т’й]е, в беглой речи возможно заня[т’]е.

занять

ЗАНЯТЬ (! неправ. занять), займу, займёт; занял (! неправ. занял), заняла (! неправ. заняла, заняла), заняло и допуст. младш. заняло (! неправ. заняло), заняли (! неправ. заняли); занявший (! неправ. занявший); занятый (! неправ. занятый); занят (! неправ. занят), занята (! не рек. занята ! неправ. занята), занято (! неправ. занято), заняты (! неправ. заняты, заняты), заняв (! неправ. заняв).

занятие

ЗАНЯТИ|Е1, -я, ср., нд., II г.

● 1.0. зд. ед. Действие по знач. глаг. занять1, занимать1 1.1., т. е. использование какого-л. места, пространства с какой-л. целью. Для занятия этого помещения под склад нужно специальное разрешение. ● 1.1. зд. ед. Действие по знач. глаг. занять1, занимать1 1.2., т. е. размещение где-л. в качестве хозяина, пользователя или клиента. Самовольное з. пустующих квартир недопустимо. ●. зд. ед. Действие по знач. глаг. занять1, занимать1 1.2.2., т. е. закрепление за собой или за кем-л. свободного места там, где места не распределены заранее. Предварительное з. мест в зале не разрешается. ● 1.2. зд. ед. Действие по знач. глаг. занять1, занимать1 1.3., т. е. получение в своё распоряже-ние в результате выборов, договорённости и т. п. З. оппозицией почти половины мест в парламенте серьёзно осложнило положение правящей партии. ● 1.3. зд. ед. Действие по знач. глаг. занять1, занимать1 1.4., т. е. вступление в какую-л. должность. Для занятия такой высокой должности нужны серьёзные основания. ● 1.4. зд. ед. Действие по знач. глаг. занять1, занимать1 1.5., т. е. получение какого-л. места по итогам соревнований, конкурса. По-моему, з. этим спортсменом первого места в тройном прыжке – чистая случайность. ● 1.5. зд. ед. Действие по знач. глаг. занять1, занимать1 3.0., т. е. вхождение после преодоления сопротивления защищающихся на защищаемую территорию и установление там своего контроля.   Син. <захват, овладение>. З. деревни прошло без боя.

2.0. Деятельность, направленная на какой-л. относительно постоянный объект, а ткж. деятельность, состоящая в том или ином заполнении времени.   Син. дело.

Хорошее (весёлое, серьёзное, трудное, тяжёлое, лёгкое, спокойное, интересное, увлекательное, чьё-л. любимое, чьё-л. обычное, скучное, однообразное, полезное, подходящее, выгодное, пустое, бесполезное, опасное, рискованное, единственное, основное, постоянное, временное, новое, странное …) занятие. Занятие какого-л. человека (друга …). Занятие для детей (для взрослых …); занятие не для слабонервных. Характер … чьих-л. занятий; род занятий. Искать кому-л. (найти кому-л., выбрать кому-л., бросить …) какое-л. занятие. Научить кого-л. (что-л. стало …) чьим-л. занятием. Застать кого-л. за каким-л. … занятием. Привыкнуть … к какому-л. занятию кого-л. Отвыкнуть … от какого-л. занятия кого-л. Какое-л. занятие нравится кому-л. (по душе кому-л., требует чего-л. …). □ Сестра хочет найти себе какое-нибудь спокойное занятие по душе. Для меня разгадывать кроссворды – увлекательное занятие. Мой друг считает, что охота – это занятие для настоящих мужчин. Его любимое занятие – лежать на диване и читать какой-нибудь детектив.

2.1. Деятельность, связанная с изучением чего-л., овладением чем-л., упражнением в чём-л. зд. мн., а ткж. оформленный в виде урока, лекции, тренировки и т. п. отдельный фрагмент такой деятельности.

Регулярные (систематические, целенаправленные, ежедневные, специальные, самостоятельные, учебные, институтские, практические, лабораторные, лекционные, дополнительные, утренние, вечерние, дневные, платные …) занятия; первое (последнее, каждое, прошлое, сегодняшнее …) занятие. Занятия каким-л. языком (математикой, музыкой, спортом, гимнастикой …). Занятия для начинающих (для отстающих …). Занятия по какому-л. предмету (по русскому языку, по вождению [автомобиля] …). Занятия под руководством кого-л. … Занятия [с каким-л.] преподавателем (с логопедом …); занятия со студентами (с начинающими, с детьми …). Занятия где-л. (напр., в школе, в кружке, в спортзале, в клубе, на курсах, на первом курсе …). План (расписание, начало, посещение, пропуск …) занятий. Присутствие (отсутствие …) на занятиях. Освобождение … от занятий. Уход … с занятий. Организовать § 24 (проводить, вести несов., начать, продолжить, закончить, прервать, отменить, перенести, посещать, пропустить, сорвать, оплатить, посвятить чему-л. …) занятие. Руководить несов. … занятиями. Приступить (готовиться …) к занятиям. Идти зд. несов. (опоздать …) на занятия; записаться … на какие-л. занятия. Присутствовать несов. (отсутствовать несов., делать что-л., работать несов. над чем-л. …) на занятии. Освободить кого-л. … от [каких-л.] занятий. Отпустить кого-л. (отпроситься, уйти …) с занятий. Занятия идут зд. несов. (проходят где-л., [не] состоялись, начинаются когда-л., заканчиваются когда-л. …). □ Занятия танцами поглощают всё её время. Занятия в школе начинаются первого сентября. Этот курс по обучению вождению состоит из десяти занятий. Мальчик не пропустил ни одного занятия по русскому.

|| Морф. заня=тиj-е. Дер. пренебр. занятьице [заня|т’j|иц(е)] ср. (к знач. 2.0., 2.1.). От глаг. занять1 (См.).

понятие

ПОНЯТИ|Е, -я, род. мн. понятий, ср., нд., II г. ! Не путать с понимание.

1.0. Основная единица знания, представляющая собой обобщённую мысль о каком-л. предмете, явлении и т. п., а ткж. такая единица как результат и инструмент осмысления действительности или её фрагмента в рамках какой-л. науки, техники, искусства и т. п.

Абстрактное (общее, отвлечённое, конкретное, родовое, видовое, категориальное, основное, базовое, центральное, важное, периферийное, вспомогательное, широкое, узкое, [не]точное, [не]чёткое, неопределённое, расплывчатое, [не]понятное, сложное, простое, примитивное, новое, современное, необходимое, устаревшее, бытовое, обыденное, наивное, мифологическое, [не]научное, антинаучное, философское, логическое, математическое, лингвистическое, лексическое, медицинское, физическое, искусствоведческое, не поддающееся определению …) понятие; разные (противоположные, несовместимые, сходные, близкие, взаимопересекающиеся, взаимосвязанные, соотносительные, смежные …) понятия. Понятие «добро» («грех», «стоимость», «перспектива», «слово», «бесконечность», «дом», «крыша», «семья», «честь» …). Понятие добра (греха, стоимости, перспективы, лексической единицы, значения, категории, времени, пространства, семьи, взаимопомощи, чести, гармонии, красоты, прекрасного, безобразного …) о том, какое понятие; понятие какой-л. науки (математики, логики, медицины, техники, производства чего-л., агрономии, искусствоведения, графики …) об области использования; [какое-л.] понятие какого-л. учёного (какого-л. художника, Ломоносова, Достоевского …) о том, кто ввёл понятие. Понятие из какой-л. области (из какой-л. сферы деятельности, из какой-л. науки, из математики …). Объём (содержание, сущность, специфика, особенности, наличие, отсутствие, формирование, образование, определение, экспликация книжн., уточнение, формулировка, выражение, отражение, введение, автор …) какого-л. понятия; система (набор, классификация, пересечение, путаница …) понятий. Оперирование … какими-л. понятиями. Отказ … от какого-л. понятия. Операции … с какими-л. понятиями. Доказательство чего-л. … с помощью какого-л. понятия. Объяснение чего-л. … через какое-л. понятие. Ввести (предложить, использовать сов. и несов., понимать как-л., сформулировать, определить, эксплицировать сов. и несов., книжн., уточнить, выразить как-л., передать каким-л. словом, рассмотреть, заменить чем-л., подменить чем-л. …) какое-л. понятие; путать (смешивать …) какие-л. понятия. Дать определение … какому-л. понятию. Пользоваться (оперировать несов., книжн. …) каким-л. понятием. Вкладывать какое-л. содержание … в какое-л. понятие. Путаться … в понятиях. Что-л. стоит … за каким-л. понятием. Строить что-л. (основываться в чём-л. …) на каком-л. понятии. Спорить … о каком-л. понятии. Отказаться … от какого-л. понятия. Понимать что-л. … под каким-л. понятием. Оперировать несов., книжн. … с каким-л. понятием. Доказывать что-л. … с помощью какого-л. понятия, через какое-л. понятие. Какое-л. понятие существует несов. где-л., у кого-л. (отсутствует несов. где-л., у кого-л., возникло когда-л., где-л., введено кем-л., когда-л., устарело, вызывает споры, объясняет что-л., используется где-л., для чего-л., обозначается как-л., чем-л. …). □ Для него не существует понятия «жалость», так уж он воспитан. Какое содержание вы вкладываете в понятие гармонии? Система основных математических понятий сложилась в глубокой древности.

2.0. зд. ед. Обладание сведениями, знаниями о ком-чём-л., определённая осведомлённость в чём-л.   Син. представление.

Некоторое (общее, небольшое, расплывчатое, кое-какое разг., [не]правильное, [не]верное, точное, ясное, слабое, смутное, наивное, книжное, примитивное, его …) понятие о ком-чём-л. Понятие о ком-чём-л. какого-л. человека (студента, кандидата на что-л. …) о том, чьё понятие; понятие о ком-чём-л. ребёнка (дилетанта …) о том, какое понятие. Понятие о детях (о животных, о технике, о компьютерах, о математике, о ремонте, о воспитании, о деревне, о какой-л. жизни, о характере кого-чего-л. …); понятие о том, как (каким образом, кто, что, сколько …) с придат. Иметь несов. (составить себе, дать кому-л., сформировать у кого-л., продемонстрировать …) какое-л. понятие о ком-чём-л. У кого-л. сложилось … [какое-л.] понятие о ком-чём-л.; у кого-чего-л. (напр., у какого-л. человека, у студентов, у властей …) есть [какое-л.] понятие о ком-чём-л., нет никакого понятия о ком-чём-л. □ У меня нет никакого понятия об этой стране, я вообще о ней впервые слышу. Он не имеет ни малейшего понятия о том, кто это мог сделать. Наша задача – сначала дать студентам общее понятие о системе глаголов английского языка. ● 2.1. зд. мн. в знач. ед. Определённый взгляд на что-л., характер восприятия чего-л., точка зрения на что-л.   Син. представление. Странное п. о дружбе. По его понятиям такой поступок непростителен. У нас совершенно разные понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо. ● 2.1.1. зд. мн. Глубина и характер осмысления чего-л., воспринимаемого, переживаемого и т. д. Применяться к понятиям детей. ● 3.0. разг. Определённое в качественном отношении явление. Хорошая работа – п. относительное. Женская дружба непростое п.

  Без понятия прост. – а) кто-л. – о том, кто ничего не понимает, не способен понять. □ Что-то ты сегодня совсем без понятия, не выспался что-ли или после праздника никак не отойдёшь?; б) не знать, не иметь представления. □ Простите, не скажете, как пройти на улицу Волгина? – Без понятия. По понятиям (что-л. делать) прост. – не на законных основаниях, а исходя из сложившейся в какой-л. среде (чаще криминальной) системы взглядов, оценок, моральных установок. С понятием с оттенком прост. – а) кто-л. – об умном, знающем, толковом человеке; б) (что-л. делать, что-л. делается) – с умом, с пониманием дела. Понятия не имею разг. – не знаю, не имею представления. □ Понятия не имею, что теперь делать. Не иметь понятия с какого боку / бока подступиться (подойти) к кому-л. – см. бок. Что-л. понятие растяжимое – о чём-л. нечётком, неопределённом, допускающем различное понимание. □ Счастье, согласитесь, понятие растяжимое.

|| Морф. поня=тиj-е. Дер. От глаг. понять (См.).

занять

ЗАНЯ|ТЬ1, займ|у, -ёт, -ут, прош.: м. занял, ж. заняла, ср. заняло и разг. заняло, мн. заняли, прич. страд. прош. занят|ый, кратк. ф. ж. занята, сов., V а; занима|ть1, -ю, -ет, -ют, несов., V а; перех.

1.0. Располагаясь на каком-л. месте, пространстве, заполнять его собой.

Занимать [собой] какую-л. территорию (какое-л. пространство, какую-л. площадь, какую-л. часть чего-л., сколько-л. квадратных километров, сколько-л. комнат, какую-л. квартиру …). Кто-что-л. (напр., какой-л. человек, шкаф, стол, какое-л. здание, какое-л. государство …) занимает что-л. □ Горы занимают почти половину территории этого государства. Весь первый этаж дома занимает магазин. Этот стол велик для такой маленькой комнаты, он занимает слишком много места.

1.1. Использовать какое-л. место, пространство с какой-л. целью.

Занять что-л. (напр., какую-л. территорию, какое-л. здание, какую-л. комнату, какую-л. часть чего-л., какое-л. поле, какой-л. шкаф, какую-л. полку …) чем-л. (напр., гаражами, машинами, посудой, бумагами …) или подо что-л. (напр., под библиотеку, под лабораторию, под посевы чего-л., под огород, под пшеницу, под картошку …). Занять что-л. подо что-л. на какое-л. время (напр., на время ремонта, на лето, временно …). □ Подвальное помещение решили занять под склад. Пожалуйста, не занимай нижнюю полку игрушками, она мне нужна для другого.

1.2. Разместиться где-л. в качестве хозяина, пользователя или клиента.   Син. <расположиться>. Ант. освободить.

Занять комнату (квартиру, дом, какое-л. место, какой-л. ряд …). Занять что-л. где-л. (напр., в доме, в квартире, в театре, на улице, на стадионе, там …). Занять что-л. на правах хозяина (на правах гостя, на правах мужа …). Занять сразу (тут же …). □ Освободившееся место занял пожилой мужчина. В купе я занимала нижнюю полку, а он – верхнюю. По ошибке мы заняли в зале не свои места. В кафе мы обычно занимали столик около окна. ● 1.2.1. Получив что-л. во временное пользование, лишить такой возможности других.   Ант. освободить. Если можно, не занимайте некоторое время телефон – я жду звонка из Минска. ● 1.2.2. Закрепить за собой или за кем-л. свободное место (там, где места не распределены заранее), сев на него, положив на него свою вещь или просто поставив в известность окружающих. Послушай, Аня, займи нам три места, мы сейчас придём. Я тебе такое местечко занял – у самой сцены, представляешь? ● 1.2.3. зд. сов., в форме прич. страд. прош. кратк. ф., ткж. безл. О невозможности пользоваться чем-л. в связи с тем, что соответствующий объект уже имеет кого-л. в качестве хозяина, пользователя или клиента. Ему невозможно дозвониться – постоянно занято. Это место занято? У вас занято? ● 1.3. Получить в своё распоряжение в результате выборов, договорённости и т. п. Половину мест в парламенте заняли представители оппозиции. ● 1.4. → глаг. занять2 (см. ||). 1.5. Вступить в какую-л. должность. З. вакансию. З. должность главного технолога. З. пост министра. Интересно, кто на этот раз займёт у вас кресло директора?

2.0. в сочетании с сущ. «место». Оказаться каким-л. по счёту на шкале от самого успешного до самого неуспешного по результатам соревнований, конкурса.

Занять какое-л. (напр., первое, второе, призовое, последнее, почётное …) место. Занять какое-л. место в соревнованиях (в чемпионате, в первенстве чего-л., в конкурсе, в беге …). Занять какое-л. место. на соревнованиях (на чемпионате, на первенстве чего-л., на конкурсе, на стометровке …). □ На последнем чемпионате России спортсменка из Курска уверенно заняла первое место. По волейболу наша команда никогда не занимала мест ниже третьего. Это правда, что твоя сестра заняла второе место на каком-то конкурсе красоты? ● 2.1. в сочетании с сущ. «место». Оказаться на какой-л. позиции по распространённости, важности и т. п.   Син. стоять. Сердечно-сосудистые заболевания занимают одно из первых мест среди причин такой высокой смертности в этой стране. Работа всегда занимала очень важное место в его жизни. Труды этого учёного занимают видное место в современной физике.

3.0. Преодолев сопротивление тех, кто защищается, войти на защищаемую территорию и установить там свой контроль.   Син. захватить, овладеть, войти.

Занять какую-л. территорию (город, стан- цию, телеграф, мост, какой-л. берег, какую-л. часть чего-л. …). Занять что-л. каким-л. образом (напр., с боем, без боя, штурмом, в результате какого-л. боя …). Занять что-л. быстро (неожиданно …). □ В результате тяжёлых боев войска заняли город.

4.0. 1 и 2 л. не употр. Продолжаться в течение всего указанного промежутка времени.   Син. длиться, +уходить.

Занимать сколько-л. времени (сколько-л. недель, сколько-л. минут, сколько-л. часов в неделю, сколько-л. минут в день, [не]много [чего-л.] …). Занимать сколько-л. времени у брата (у меня …). Что-л. (напр., какая-л. работа, зарядка, дорога, чтение, приготовление чего-л., подготовка к чему-л., осмотр кого-чего-л. …) занимает [у кого-л.] сколько-л. времени. □ Сколько времени у тебя занимает дорога на работу? – Обычно на это уходит около часа. Мне нужно с тобой поговорить, это не займёт много времени. ● 4.1. Заставить потратить (время). Извините, что я занял у вас так много времени. ● 5.0. Дать работу, использовать как рабочую силу, а ткж. зд. сов. в форме прич. страд. прош. кратк. ф. работать, трудиться. Режиссёр старался занимать в спектаклях молодых актёров. На этом производстве занято около тысячи человек. Все рабочие заняты на строительстве второго корпуса. Мухин в сегодняшнем спектакле не занят. ● 5.1. зд. сов. в форме прич. страд. прош. кратк. ф. Иметь что-л. предметом своей деятельности. Сестра никогда не скучает, всегда чем-нибудь занята. Чем ты сейчас занят? Утро у меня сегодня ничем не занято. Весь день отец был занят тем, что читал газеты. ● 5.2. зд. сов. в форме прич. страд. прош. кратк. ф. О невозможности или нежелании отвлечься на что-л. от уже начатых или запланированных дел, работы.   Ант. свободен (См. свободный1). Сейчас я занят, позвоните позже. Директор занят: у него совещание. В среду утром я занят, давайте встретимся вечером. ● 6.0. зд. несов., 1 и 2 л. обычно не употр. Вызывать очень большой интерес, любопытство.   Син. интересовать употр. чаще, увлекать. Политика брата больше не занимает. Меня до сих пор продолжает занимать вопрос: почему всё-таки он тогда отказался поехать с нами? Тайна происхождения человека всегда занимала учёных. ● 6.1. 1 и 2 л. не употр. О содержательном наполнении чего-л. Предстоящая встреча занимала все мои мысли. Весь день его голова была занята обдумыванием ответа на письмо брата. ● 7.0. Поручить человеку какое-л. дело, дать ему какой-л. предмет для манипулирования с тем, чтобы ему не было скучно или чтобы он не бездельничал. Она считает, что детей надо постоянно чем-то занимать. Чтобы чем-то з. голову, мальчик взял книгу и стал читать. Девушка ходила по квартире и не знала, чем себя з. ● 7.1. Развлечь кого-л. тем или иным способом, не дать кому-л. скучать. Ты пока займи гостей, а я закончу кое-что на кухне. Пока мы ждали поезда, Пётр занимал нас рассказами о своих путешествиях. Делать было нечего и юноша занимал себя тем, что разгадывал кроссворды.

  Дух заняло у кого-л. разг. – дыхание затруднилось, остановилось вследствие сильного волнения или от быстрого движения. Занять оборону – приготовиться к отражению атаки противника, расположившись или расположив войска в нужном месте и сделав необходимые приготовления. Занять очередь – сделать себя элементом очереди, для чего, подойдя к ней, спросить: «Кто последний?» и, получив ответ, сказать ответившему: «Я за вами».

|| Морф. заня-ть. Дер. несов. заним|а(ть)1 (См.), глаг. занять2 (См.), занять|ся1 (См.); сущ. занятие1 [заня|тиj(е)] (См.); прил. занят|н(ый) (См.), заня|т(ой) (См.). Этим. ← др.-русск. заяти << праслав. *zajęti << *jęti – ‘брать’.

занятие
ЗАНЯТИЕ, -я; ср. 1. к Занять (2.З.; 1-2, 4 зн.). 2. Дело, труд, работа. З. биологией. Род занятий (характер деятельности, профессия). // Времяпрепровождение. Любимое з. Пустое, бесполезное з. 3. мн.: занятия, -ий. Уроки, лекции и т.п. Школьные занятия. Занятия в институте. Пойти на занятия.
понятие
ПОНЯТИЕ, -я; ср. 1. Мысль, отражающая существенные свойства и необходимые признаки предмета или явления. П. времени. П. качества. П. треугольника. Понятия науки. Отражение понятий в значениях слов. 2. только ед. Представление о чём-л.; знание, понимание чего-л. Дать основное п. стоимости. Получить некоторое п. о предмете. Понятия не имею (разг.; не знаю, не имею представления о ком-, чём-л.). С понятием кто-л. (разг.; знающий, толковый). С понятием делается что-л. (разг.; умно, со знанием дела). Без понятия кто-л. (разг.; ничего не понимает). П. растяжимое (нечто неопределённое). // обычно мн.: понятия, -ий. Уровень понимания чего-л.; совокупность взглядов на что-л. Применяться к понятиям слушателей. Нравственные понятия. У детей свои понятия о хорошем и плохом. Человек со странными понятиями. // Разг. Мнение о ком-, чём-л., оценка кого-, чего-л. Составить себе п. о ком-л. Понятийный, -ая, -ое. Спец. П-ые категории.
занятие

ЗАНЯТИЕ, -я, ср. Общее название некоторых форм обучения (урок, лекция, упражнение, консультация, практикум, семинар и т.п.), целью которых является передача, получение, усовершенствование знаний, навыков и т.п. …В один прекрасный день Кораблев явился на занятия и объявил, что на днях в актовом зале состоится спектакль (В. Кав.).