адаптация
АДАПТАЦИЯ, -и; ж. [от лат. adaptāre - приспосабливать]. 1. Биол. Процесс привыкания, приспособления органов чувств и организма в целом к новым, изменившимся условиям существования. Период адаптации. Пройти адаптацию. Физиологическая а. А. к высоте (приспособление организма к условиям высокогорья, т.е. свыше 2500-3000 метров над уровнем моря). 2. Психол. Приспособление личности к социальной среде (в том числе к условиям труда, профессиональным требованиям, морально-психологической атмосфере в коллективе). 3. Приспособление текста путём его упрощения для детского чтения или для начинающих изучение иностранного языка. Адаптационный, -ая, -ое (1 зн.). А-ая способность глаза. А. период аквалангистов.
адаптация
адаптация
мн. нет, ж. [нем. Adaptation, фр. adaptation < лат. adaptāre приспосабливать].
1) Приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.
Адаптация к холоду.
Ср. акклиматизация, аккомодация 1).
2) Упрощение текста, чаще всего иноязычного, для малоподготовленного читателя.
Адаптация перевода.
адаптация
АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare – приспособлять). Приспособление организма, личности или группы к новым внешним условиям. Различают сенсорную А. (приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя) и социальную А. (процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды). Социально-психологическим содержанием социальной А. является сближение целей и ценностных ориентаций группы и входящего в него индивида, усвоение им норм, традиций групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы.
адаптация текста
АДАПТАЦИЯ ТЕКСТА. Упрощение, приспособление, облегчение или усложнение текста в соответствии с уровнем языковой компетенции учащихся. При оценке сложности текста принимается во внимание количество незнакомых лексических единиц, неизученных синтаксических структур и их роль в передаче смысловой информации. Выделяются сильная А. т. – общее качественное изменение речевой структуры текста, средняя А. т. – внесение существенных изменений за счет мелких сокращений и синонимических замен трудных мест, слабая А. т. – сокращение крупных блоков текста с сохранением содержательного ядра или с выделением определенных содержательных линий и условная А. т. – вынесение трудных мест в петит с сохранением содержательной последовательности основной части текста. В лингводидактике сформулированы правила-инструкции к А. т. художественных произведений с учетом предикаций разного порядка, где выделяется авторский замысел или цель сообщения, элементы общего содержания и второстепенные детали.
речевая адаптация
РЕЧЕВАЯ АДАПТАЦИЯ. Система приемов обучения, которая служит для преодоления психологических, языковых барьеров общения в иноязычной среде, способствует активизации речевых умений. Включает обучение слухопроизносительным особенностям коммуникации, речевым и поведенческим стереотипам. Обеспечивается интенсивной речевой практикой и особенно успешна в условиях речевой среды. Р. а. для иностранных учащихся базируется на учебной адаптации (переход в педагогическую систему более высокой ступени образования по сравнению со школой), национально-культурной (приспособление к образовательной среде с другими национально-культурными традициями), физиологической, социально-психологической (климатические условия, жизнь в общежитии, в обществе родных и близких и др). Эффективность учебного процесса зависит от уровня речевой и других видов адаптации (социальная, социокультурная адаптация) и может быть повышена на основе учета закономерностей адаптации личности к условиям обучения.