Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено еще 65 публикаций
Реализация и развертывание речевых клише как прием поэтизации прозы у Владимира Набокова

Как показывает анализ, речевые клише и фразеологические сочетания, относящиеся к семантическому полю «остроты зрения», являются наиболее активной зоной композиционно-смысловых преобразований Набокова, что связано с его особым вниманием к концепту «взгляда художника». Ведь в конце концов оказывается, что и неудача криминального романа Германа — главного героя «Отчаяния» — кроется как раз в том, что портрет, который рисует с него художник, остается «без глаз», в то время как «палка Феликса» оказывается с «глазком».

...Семантическое поле «остроты зрения» является наиболее...

...Ведь в конце концов оказывается, что и неудача криминального романа Германа — главного героя «Отчаяния» — кроется как раз в том, что портрет, который рисует с него художник, остается «без глаз», в то время как «палка Феликса» оказывается с «глазком...

...Но когда «бедная девочка» оказывается в непосредственной зримой близости от героя, в ее глазах он, со своим магическим жезлом, предстает как обладающий уродством или страшной болезнью....

...И в самом деле оказывается, что Гринев, сам не зная того, спешит на встречу, а потом на «свадьбу» со своей суженой — «капитанской дочкой». Пушкин, как известно, был для Набокова образцом стиля как в поэзии, так и прозе....

...Так, в повести «Капитанская дочка» значимой для развития сюжета оказывается поговорка, оброненная случайно во время метели слугой Савельичем, когда он с укоризной спрашивает своего нетерпеливого молодого барина: «И куда спешим? Добро бы на свадьбу!»....

...Реализация и развертывание речевых клише как прием...

Как поэтическая речь влияет на формирование родного языка

Когда ребенок русскоязычных родителей рождается вне России и оказывается в ситуации двуязычия, где лингвистическое внимание малыша распределяется между двумя и более языками, русский язык оказывается скорее «домашним» языком, нежели общеупотребительным. В этом случае русский язык может сохраниться как родной лишь при том условии, что он наполнится необходимым дополнительным личностным содержанием.

...На что опираться, чтобы сохранить язык у детей, если...

...Когда ребенок русскоязычных родителей рождается вне России и оказывается в ситуации двуязычия, где лингвистическое внимание малыша распределяется между двумя и более языками, русский язык оказывается скорее «домашним» языком, нежели общеупотребительным....

...За счет рифм, ритма, размера, аллитераций каждое слово оказывается связано с другими словами множеством связей. Рифмующиеся слова сближаются по звуковому сходству. Слова, оказывающиеся в одинаковой ритмической позиции, сближаются по ритмическому подобию....

...На каком бы уровне ни проявлялась упорядоченность поэтического текста, она всегда дает один и тот же эффект: то, что в обыденном языке оказывается разрозненными фрагментами, в поэтической речи объединяется, слова приобретают те самые связи — эмоциональные...

...Как поэтическая речь влияет на формирование родного...

Сказка об утраченных глаголах, или Как торопиться, да не оторопеть

Чем точнее выбрано слово, тем ярче впечатление, которое оно производит, и тем выше вероятность, что меткое словцо превратится в крылатое выражение и начнет «порхать из уст в уста». Кандидат филологических наук Дарья Зарубина рассказывает в журнале «Наука и жизнь» истории о происхождении и употреблении нескольких полузабытых русских слов.

...Откуда взялись в русском языке слова «ушлый», «оторопеть...

...Чем точнее выбрано слово, тем ярче впечатление, которое...

...Оказывается, глагол оторопить вступает в такие же смысловые отношения с глаголом оторопеть, как белить и белеть, обессилить и обессилеть. ...

...Сказка об утраченных глаголах, или Как торопиться,...

Знатный борщ, голодная тетка и мужик-молодец

За два века слово может изменить свое значение до неузнаваемости. Многие слова, которыми мы пользуемся сегодня, совершенно иначе воспринимались нашими предками, пишет «Системный Блокъ». Тест на лингвистическую интуицию: сможете ли вы догадаться, когда возникла поговорка «голод не тетка», а слово «молодец» стало похвалой?

...Как менялись значения слов в русском языке на протяжении...

...За два века слово может изменить свое значение до неузнаваемости...

...Оказывается, многие привычные нам слова использовались совершенно иначе всего 200 лет назад. Предлагаем проверить свою лингвистическую интуицию и пройти короткий тест. Иллюстрация: Настя Корсакова...

...Знатный борщ, голодная тетка и мужик-молодец...

Догмат

Ведущий и главный редактор портала «Грамота.ру» Владимир Пахомов обсуждают, как правильно ставить ударение в слове «догмат», причем Владимир делает шокирующее признание — оказывается в этом слове делал устойчивую ошибку даже он.

...Как правильно ставить ударение в слове «догмат»...

...Ведущий и главный редактор портала «Грамота.ру» Владимир Пахомов обсуждают, как правильно ставить ударение в слове «догмат», причем Владимир делает шокирующее признание — оказывается в этом слове делал устойчивую ошибку даже он....

...Догмат...

Общее и различное в освоении языка ребенком и взрослым

Разными исследователями, как нашими, так и зарубежными, неоднократно отмечалось, что дети, осваивающие какой-либо язык как родной (первый), и носители другого языка (инофоны), осваивающие тот же язык как второй, иногда допускают сходные ошибки, что, по-видимому, должно свидетельствовать о том, что стратегия построения первичной и вторичной языковой системы в определенном смысле совпадает. Однако, когда сопоставляются достаточно большие корпусы ошибок, это не подтверждается: среди ошибок, допускаемых инофонами, можно обнаружить некоторое количество «детских», но дети обычно не допускают ошибки, свойственные инофонам. Таким образом, можно говорить о несовпадении стратегий усвоения языка.

...Ребенок находится в более выигрышном положении, чем...

...Разными исследователями, как нашими, так и зарубежными...

...В таком же положении нередко оказывается и инофон, попавший в чужую для него языковую среду. Он также вынужден самостоятельно формировать свою языковую систему на основе воспринимаемой им речи на этом языке....

...Объяснить это можно только тем, что он впитывает язык, звучащий вокруг него, в особенности — обращенный к нему непосредственно, и этого обычно оказывается достаточно для построения его собственной языковой системы, которую в самом общем виде можно представить как систему языковых единиц и правил...

...Общее и различное в освоении языка ребенком и взрослым...

Двоеточие в сложноподчиненном предложении

Когда нужно двоеточие? Ответ на экзамене, за который ставится высокая оценка, включает пункт о двоеточии между обобщающим словом и однородными членами, правило постановки двоеточия в бессоюзном предложении при определенном значении частей и интонации, правила введения в предложение прямой речи. Вспоминают иногда о возможности постановки двоеточия в сложносочиненном предложении (ССП), хотя это и редкий и необязательный знак в ССП.

...Применение редкого пунктуационного правила в школьных...

...Когда нужно двоеточие? Ответ на экзамене, за который...

...В примере три придаточных изъяснительных, первое оказывается обобщающим для двух других и эквивалентно слову «следующее», которое требует разъяснения....

...Cледовательно, структура, описанная нами выше, оказывается характерна для школьных сочинений. 2. Одна из частей предложения (не важно, главная она или придаточное любого типа) имеет при себе сразу два придаточных — определительное и изъяснительное....

...Двоеточие здесь оказывается отделяющим знаком особого типа, оно позволяет не смешивать две части, указывать на их неоднородность. 5) [Хажди Мурат сидел рядом в комнате и, хотя не понимал того, что говорили,] понял то, что ему нужно было понять: что они спорили о нем (Л. Т.)....

...Двоеточие в сложноподчиненном предложении...

Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»

Стивен Митен — британский археолог, профессор древней истории в Редингском университете, известный в основном своими работами о доисторических охотниках-собирателях, истоках земледелия, а также о связи музыки и интеллекта. Его новый масштабный труд посвящен появлению речи как ключевому условию эволюции человека. 

...В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн...

...Стивен Митен — британский археолог, профессор...

...Анализ этих данных позволил Стивену Митену предположить, что впервые люди заговорили на рудиментарном языке около 1,6 млн лет назад в Африке — в этом случае язык оказывается примерно в восемь раз старше, чем считалось ранее....

...Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка...

Владимир Плунгян: «Русистам смотреть на другие языки не всегда привычно»

Про русский язык сегодня известно очень много. Чтобы сделать в русистике что-то действительно новое, хорошо бы посмотреть на описание языка радикально иначе. Такой взгляд со стороны типологии, как мне кажется, может быть продуктивным.

...Что волнует русистов сегодня? Опрос Грамоты...

...Про русский язык сегодня известно очень много. Чтобы...

...Типологический подход оказывается полезным и для истории языка, и для диалектологии, и для описания грамматики, лексики, фонетики....

...Владимир Плунгян: «Русистам смотреть на другие языки...

Выбор лица: как глагол согласуется с подлежащим типа «ты и я»

В русском языке глагол-сказуемое согласуется с подлежащим по лицу и числу в настоящем времени и по роду и числу в прошедшем. Когда подлежащее выражено одним словом — существительным или местоимением, с согласованием не возникает проблем. Но если подлежащее нетипичное, возможны разные варианты. Применить корпусные методы к таким конструкциям сложно, потому что в корпусе они почти не встречаются. Но можно изучать их методами экспериментального синтаксиса. 

...Форма сказуемого зависит от факторов, которые не всегда...

...В русском языке глагол-сказуемое согласуется с подлежащим...

...Что показали результаты Бесспорным лидером среди всех исследованных форм оказывается стратегия разрешения — множественное число первого лица....

...Если в составе ряда объединяются местоимения 1-го и 2-го или 1-го и 3-го лица, то уподобляющей (в значении лица) всегда оказывается форма 1-го лица: Ни я, ни ты (ни вы) не едем; И я, и он (и они) остаемся»....

...Любопытно, что частичное согласование по лицу оказывается слабо приемлемым, в отличие от частичного согласования по роду: на вечеринку приду я и ты в наших экспериментах получает среднюю оценку, тогда как предложения типа остался мальчик и девочка описаны10 очень хорошо и встречаются в корпусах....

...Выбор лица: как глагол согласуется с подлежащим типа...