Панельная дискуссия «Пространство грамотности в современной школе как инструмент повышения образовательных результатов в целом» пройдет 1 ноября в 16:30–18:00 в выставочном комплексе «Гостиный двор». Основные темы для обсуждения: Грамотность как базовый навык и основа для освоения всех предметов в школе. Как сделать русский язык и литературу интересными? Инновационные методы и инструменты преподавания. Роль привлекательного образовательного ...
...Дискуссия пройдет в рамках VII Международной выставки...
...Модерировать разговор будет руководитель образовательного направления Грамоты Мария Лебедева, кандидат филологических наук, заведующая лабораторией когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина....
...«Пространство грамотности в современной школе» обсудят...
Мария Леонидовна Каленчук — главный научный сотрудник и заведующая отделом фонетики Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, член Совета по русскому языку при Президенте РФ, член Орфографической комиссии и председатель Орфоэпической комиссии РАН, эксперт Грамоты. Ее монолог на «Арзамасе» начинается с детства, учебы в школе и в институте и заканчивается признанием в любви к фонетике и описанием процесса создания словарей. Мы выбрали пять цитат из этого монолога.
...Монолог о ключевых точках научной биографии и о главных...
...Мария Леонидовна Каленчук — главный научный сотрудник и заведующая отделом фонетики Института русского языка им. В. В....
...Есть такой предмет «введение в языкознание...
...Фонетист Мария Каленчук: «Все, что делается искусственно...
Мария Каленчук, доктор филологических наук, заведующая отделом фонетики Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, председатель Орфоэпической комиссии РАН, и Ольга Северская, ведущий научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, обсуждают, можно ли говорить о сугубо профессиональном произношении. Видео доступно на ютуб-канале проекта.
...Новый выпуск программы...
...Мария Каленчук, доктор филологических наук, заведующая отделом фонетики Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, председатель Орфоэпической комиссии РАН, и Ольга Северская, ведущий научный сотрудник Института русского языка им. В. В....
...Посмотрев выпуск, вы узнаете: как отделить профессиональный...
...«Говорим по-русски!»: орфоэпические профессионализмы...
Все выпуски можно посмотреть на канале Института русского языка им. В. В. Виноградова и на канале передачи «Говорим по-русски».
...Топонимы, ругательства, лингвоопасности, «Слово Толстого...
...Все выпуски можно посмотреть на канале Института русского...
...Анна Макарова, заведующая топонимической лабораторией УрФУ и старший научный сотрудник отдела этимологии и ономастики Института русского языка им. В. В....
...«Говорим по-русски!» с Ольгой Северской: обзор программ...
Зачем нужен словарный фонд и кто им сможет воспользоваться, «Парламентской газете» рассказала заведующая отделом Института русского языка им. В. В. Виноградова, член-корреспондент РАО профессор Мария Каленчук.
...Самые авторитетные издания объединят в Национальном...
...Зачем нужен словарный фонд и кто им сможет воспользоваться, «Парламентской газете» рассказала заведующая отделом Института русского языка им. В. В. Виноградова, член-корреспондент РАО профессор Мария Каленчук....
...Минобрнауки опубликовало проект закона о создании госинформсистемы...
...В России появится знак качества для словарей...
Дети очень быстро начинают говорить на родном языке, при этом речь взрослых, обращенная к детям, часто бывает обеднена и упрощена. Исследователи обратили внимание на это противоречие и попробовали его объяснить. О том, что помогает ребенку понять устройство языка, доктор филологических наук, заведующая отделом теории грамматики ИЛИ РАН Мария Дмитриевна Воейкова рассказала в докладе «Вспомогательные механизмы языка и их роль в усвоении языка ребенком».
...Мария Дмитриевна Воейкова о вспомогательных механизмах...
...О том, что помогает ребенку понять устройство языка, доктор филологических наук, заведующая отделом теории грамматики ИЛИ РАН Мария Дмитриевна Воейкова рассказала в докладе «Вспомогательные механизмы языка и их роль в усвоении языка ребенком»....
...Разговаривая с матерью, маленький ребенок получает...
...Диминутивы помогают ребенку усваивать язык...
Благодаря появлению цифровых устройств мы можем читать больше, а доступ к информации у нас есть почти всегда. Но как это влияет на то, насколько хорошо мы понимаем прочитанное? Исследователи из Университета Валенсии (Испания) провели метаанализ (сравнительный обзор) более двух десятков исследований, опубликованных в период с 2000 по 2022 год, в которых приняли участие почти 470 тысяч человек. Во всех работах, вошедших в выборку, их авторы оценивали, насколько хорошо участники понимали ...
...Об этом свидетельствуют результаты обзора исследований...
...«Действительно, исследования показывают, что чтение с экрана носит преимущественно просмотровый характер, — соглашается Мария Лебедева, руководитель образовательного направления Грамоты и заведующая лабораторией когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина....
...При чтении со смартфона мы усваиваем содержание хуже...
22 мая в Институте Пушкина начнет работать трехдневный IV Костомаровский форум. Подробную программу форума можно посмотреть здесь. В нее включены более 30 мероприятий, в том числе с участием экспертов Грамоты. Рассказываем о них подробнее. 22 мая в 14:30 состоится панельная дискуссия «Языковой вкус эпохи: русский язык в медиапространстве» с участием Ксении Киселевой — главного редактора ...
...Грамота — участник и информационный партнер форума...
...Нейросети и создание текстов: проблемы и перспективы генеративных моделей», модератором которого выступит Мария Лебедева — заведующая Лабораторией когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина....
...Ее модерируют два доктора наук: заведующая лабораторией исследований речевой коммуникации и категории вежливости, профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Института Пушкина Наталья Брагина и главный научный сотрудник той же лаборатории Максим Кронгауз....
...Завтра открывается IV Костомаровский форум — одно из...
Наша кафедра теории, истории языка и прикладной лингвистики и Центр изучения народно-речевой культуры им. проф. Л. И. Баранниковой сейчас разрабатывают мультимедийный корпус диалектной речи. Корпус обеспечен многообразной системой поисковых запросов, основанной на специальной разметке диалектных текстов, включает аудио- и видеозаписи диалектной речи.
...Что волнует русистов сегодня? Опрос Грамоты...
...Наша кафедра теории, истории языка и прикладной лингвистики...
...Ольга Юрьевна Крючкова — доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой теории, истории языка и прикладной лингвистики Института филологии и журналистики Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского...
...Ольга Крючкова: «Работа по сбору и сохранению диалектной...
Сегодня миллионы книг могут быть доступны нам в три клика. Нынешнее поколение школьников и студентов выросло с гаджетами в руках и с детства привыкло читать с экранов, что не могло не заинтересовать исследователей. Собранные данные говорят о том, что изменение носителя информации влияет на понимание и усвоение прочитанного. Вопрос в том, как именно влияет.
...По некоторым данным, из старых добрых печатных книг...
...Сегодня миллионы книг могут быть доступны нам в ...
...До таких крайностей можно не доходить, считает заведующая лабораторией когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина, кандидат филологических наук Мария Лебедева. Современный читатель интуитивно понимает, как ему комфортнее работать с тем или иным носителем....
...Бумага или «цифра»? Влияние формата чтения на понимание...