Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено еще 6 словарных статей
свободное воспитание
СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ. Направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира. Предшественником теории С. в. считается Ж. Ж. Руссо, идеи которого нашли отражение в педагогических теориях и практике обучения. Его последователи задачей воспитания считали стимулирование ребенка к самовоспитанию, самообучению и развитию через организацию педагогом среды, наиболее соответствующей потребностям формирующейся личности. Родоначальником С. в. в России выступал Л. Н. Толстой, который, однако, в 1890-е гг. изменил свои педагогические воззрения и противопоставил им религиозное воспитание. В наши дни идеи С. в., были возрождены в опыте В. А. Сухомлинского и в педагогике сотрудничества.
воспитание
ВОСПИТАНИЕ. Процесс целенаправленного формирования личности. В современной педагогической литературе и практике понятие В. употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле оно включает в себя весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. В таком понимании В. охватывает не только воспитательную работу школы, детских и молодежных организаций, семьи, общественности, но и влияние всего уклада жизни общества, господствующих в нем идей, воздействия литературы, искусства, кино, радио, телевидения, а также образование и обучение. В узком смысле В. означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие. Оно осуществляется семьей, учебно-воспитательными учреждениями и общественными организациями; находится в органическом единстве с обучением, в процессе которого не только усваиваются знания, но и формируются убеждения, моральные качества, черты характера. В практике обучения принято выделять умственное, трудовое, идейно-нравственное, эстетическое, физическое В. На занятиях по языку В. осуществляется, в частности, в процессе реализации воспитательной цели обучения.
авторитарное воспитание
АВТОРИТАРНОЕ (от лат. auctoritas – влияние, власть) ВОСПИТАНИЕ. Воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. А. в. подавляет инициативу и активность детей, их индивидуальность, ведет к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанниками. А. в. господствует в условиях авторитарных, тоталитарных форм правления и политического режима. Современное движение педагогов-новаторов противопоставляет А. в. педагогику сотрудничества.
психология воспитания
ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ. Раздел педагогической психологии, исследующий закономерности формирования личности в процессе ее воспитания. Особое внимание П. в. уделяет психологическим закономерностям формирования нравственной сферы человека – нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения. Формирование личности происходит в процессе жизни и деятельности ребенка, поэтому основой воспитания является такая организация практики ребенка, в процессе которой создается психологическая «почва» для внесения в сознание ребенка основ нравственности. Отсутствие такой основы часто приводит к отрыву нравственного поведения от нравственного сознания. Важнейшей проблемой П. в. является поэтому переход моральных знаний в убеждения, которые становятся мотивами поведения. Другая проблема П. в. – формирование общественно ценных качеств личности (ответственности, организованности, коллективизма и т. п.). Главным методом П. в. является преобразующий (воспитывающий) эксперимент. Для преподавателя важно знать нравственные качества обучающихся, целенаправленно формировать нравственно-психологический облик учащегося. На занятиях по языку эти задачи решаются в процессе реализации воспитательной цели обучения.
дискуссия свободная
ДИСКУССИЯ СВОБОДНАЯ. См. свободная дискуссия.
свободная дискуссия
СВОБОДНАЯ ДИСКУССИЯ. Форма публичного полилога, в процессе которого сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения на обсуждаемую проблему. На занятиях по практике языка Д. с. может быть видом коммуникативного упражнения. Владение речью при выполнении такого упражнения является менее регламентированным в сравнении дискуссией направленной и носит творческий характер. Участники дискуссии проявляют большую активность и самостоятельность, определяя содержание и ход общения. На продвинутом этапе обучения Д. с. может принимать следующие организационные формы: а) форум (обсуждение, в ходе которого учащиеся, разделенные на две группы, вступают в обмен мнениями друг с другом; б) диспут (обсуждение проблемы на основе заранее подготовленных выступлений учащихся); в) дискуссия в форме пирамиды (характеризуется постепенным увеличением числа обсуждающих заданную проблему). Д. с. может включать дополнительное задание – достижение консенсуса, т. е. общей точки зрения в связи с обсуждаемой темой (Кларин, 1997).

Метасловарь Всё о слове из всех словарей

Существительное, средний род, 2-е склонение
1.
Процесс систематического, целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях обучения, привития навыков поведения в обществе, формирования характера и его отдельных черт.
Семейное, домашнее, школьное в. Физическое, духовное в. Музыкальное, трудовое, половое, идейное в. В. воли. Отдавать, брать на в. кого-л.
Подробнее
Прилагательное, качественное
1.
Не испытывающий на себе экономического и политического гнёта, давления; независимый.
С-ая личность. С-ые граждане свободной страны. С. народ.
С. дух. С-ая душа. С. образ мыслей.
Подробнее