Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено еще 6 словарных статей
программированное обучение
ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Организация учебного процесса по специальной обучающей программе, обеспечивающей самостоятельное приобретение знаний, навыков и умений. Появилось в результате заимствования педагогикой рациональных принципов и средств управления сложными системами у кибернетики, математической логики и вычислительной техники. В широком понимании термина – это обучение, построенное на принципах управления познавательной деятельностью учащихся. П. о. осуществляется с помощью специальных пособий (безмашинное П. о.) (см. программированный учебник) либо технических приспособлений (машинное П. о.). В современной педагогической литературе П. о. характеризуется и как метод обучения, и как система научной организации труда, и как кибернетическая дидактика, и как отрасль педагогической технологии. П. о. присущи следующие признаки:
1) наличие поддающейся измерению цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели; 2) расчлененность изучаемого материала и деятельности участников обучения на небольшие порции (шаги); 3) возможность получения информации о выполнении обучаемым каждого шага (наличие оперативной обратной связи, сигнализирующей о правильности прохождения шагов, и использование ее для коррекции учебной деятельности); 4) особая организация учебного процесса, при которой преподаватель не только осуществляет контроль за работой учащихся, но и оказывает помощь на основе данных выборочного контроля; 5) использование в ходе обучения специальных программированных учебных пособий и технических средств (обучающих машин и персональных компьютеров). Главным среди названных признаков П. о. следует считать наличие алгоритма учебной работы, т. е. строго регламентированной системы действий, выполнение которых ведет к решению поставленной задачи. Именно наличие алгоритма учебной работы делает обучение программированным, так как при этом обеспечивается деление учебного процесса на шаги и осуществление оперативной обратной связи. Несмотря на разногласия в определении П. о., цель его использования при обучении языку трактуется достаточно однозначно: оптимизация управления процессом усвоения знаний и формирования речевых навыков и умений. Наибольшие достижения применения П. о. на занятиях по языку связаны с пошаговым предъявлением информации и формированием речевых навыков. В ходе развития речевых умений (когда речевые действия обучающихся носят творческий характер) алгоритмизация учебного процесса затруднена и не всегда является необходимой.
Термин П. о. возник в 50-е гг. в США. Основанное на психологической теории бихевиоризма П. о. долгое время развивалось исключительно в русле этой теории. В 60-е гг. получила распространение так называемая антитеоретическая концепция П. о. П. Краудера, создателя разветвленной обучающей программы (противопоставляемой линейным обучающим программам Б. Скиннера и его последователей). В России П. о. стало предметом пристального изучения в середине 60-х гг. В своем развитии оно опиралось на теорию деятельности, предложенную российскими психологами (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин). В методике интерес к П. о. был вызван поисками путей индивидуализации обучения, стимулирования познавательной активности учащихся. П. о. иностранным языкам развивалось в трех направлениях: а) создавались программированные учебники и учебные пособия, рассчитанные на безмашинное использование; б) разрабатывались образцы обучающих машин и программ для внутреннего управления; в) предлагались программы для работы с ЭВМ. Последние представляли наибольшие возможности для реализации дидактических возможностей, заложенных в П. о. (благодаря обратной связи осуществляется контроль формирования навыков и умений, при этом машина указывает на допущенную ошибку, предлагает подсказку, печатая правильный ответ или отсылает к соответствующим разделам учебного пособия). Наиболее перспективным в использовании П. о. следует считать создание обучающих программ, обеспечивающих возможность непосредственного диалога с обучаемым, использование систем компьютерной коммуникации и дистанционного обучения (Крюкова, 1998; Носенко, 1988; Полат, 1977; Фадеев, 1990).
обучение
ОБУЧЕНИЕ. Процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений и способов познавательной деятельности человека; двусторонний процесс, в котором участвуют как обучающий (преподавание), так и обучаемый (учение) в их совместной деятельности. В процессе О. реализуются следующие цели: практическая, общеобразовательная, воспитательная. В соответствии с целями О. осуществляется отбор содержания, методов, средств О. Задача О. не только обеспечить определенный образовательный уровень, но и способствовать формированию личности человека (см. воспитание). С позиции коммуникативно-деятельностного подхода О. строится таким образом, что учащийся является не только «объектом» О. (тем, на кого оказывается воздействие в учебном процессе), но и «субъектом» О. (учащийся выступает в качестве организатора своей учебной деятельности). Отсюда вытекает важная задача управления процессом учения извне, а также рационального «самоуправления» в процессе учебной деятельности. Речь здесь идет об овладении приемами самостоятельной работы и мыслительными операциями (анализом, синтезом, обобщением и др.). Результаты такой деятельности проявляются в осознании мотивов, целей, приемов учения, в осознании самого себя как субъекта учебной деятельности. В процессе О. необходимо учитывать возрастные и особенно индивидуальные особенности обучающихся. Для повышения эффективности О. важно не только учитывать различия между учащимися, но и воздействовать на них, изменяя их в нужном направлении. Обучение, в отличие от учения, процесс передачи опыта как совместная деятельность двух (и более) субъектов: передающего опыт и накапливающего его. Передача социального опыта, знаний может происходить тремя объективно существующими способами: объяснением, показом и подкреплением.
аспектно-комплексное обучение
АСПЕКТНО-КОМПЛЕКСНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Направление в преподавании языка, при котором в рамках практического курса выделяются отдельные аспекты обучения, представляющие разные уровни языка (фонетический, лексический, грамматический), разные дисциплины (перевод, лингвострановедение, анализ художественного текста) при комплексном характере обучения в целом, ибо занятия с выделением отдельных аспектов имеют своей конечной целью формирование и развитие речевых умений в четырех видах деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо (Взаимосвязанное обучение..., 1985).
модульное обучение
МОДУЛЬНОЕ (от лат. modulus – мера) ОБУЧЕНИЕ. Организация образовательного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрыть содержание определенной учебной темы или даже всей учебной дисциплины. М. о. способствует активизации самостоятельной учебной и практической деятельности учащихся.
обучение краткосрочное
ОБУЧЕНИЕ КРАТКОСРОЧНОЕ. См. краткосрочное обучение.
обучение опытное
ОБУЧЕНИЕ ОПЫТНОЕ. См. опытное обучение.

Метасловарь Всё о слове из всех словарей

Глагол, несовершенный вид, переходный
.
Подготовлять задачи для решения их на компьютере; составлять программы (алгоритмы обработки данных на компьютерах.
программироваться
Подробнее
Существительное, средний род, 2-е склонение
.
к Обучи́ть - обуча́ть и Обучи́ться - обуча́ться.
О. грамоте.
Подробнее