МОДЕЛЬ (от фр. modele, лат. modulus – мера, образец). 1. В широком смысле – упрощенный мысленный или знаковый образ какого-л. объекта или системы объектов, используемый в качестве их «заместителя» и средства оперирования (в том числе и обучения). 2. В лингводидактике иллюстрация употребления конструкциина занятиях по языку, имеющая конкретное лексическое наполнение.; речевой или языковой образец, приводимый с целью облегчить выполнения задания. Использование М. может заменять вербальнуюформулировку задания.
СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Модель предложения, отражающая коммуникативный тип фразы. С. м. п. позволяют все многообразие предложений свести к определенному минимуму моделей, наполняемых различной лексикой. Применение С. м. п. обеспечивает связь грамматики с лексикой, дает возможность установить оптимальное соотношение анализа и синтеза, расширяет использование аналогии, сокращает количество изучаемых правил, ограничивает использование дословного перевода, экономит время. См. также речевой образец.
МОДЕЛЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Схема предложения, составленная с помощью абстрактных, условных знаков, показывающая последовательное расположение его компонентов. М. п. может быть представлена также речевым образцом. Метод моделирования получил научную разработку в трудах представителей структурной лингвистики. Работа по М. п. – ведущий прием обучения по аудиолингвальному методу, базирующийся на утверждении, что главная задача обучающегося – научиться конструировать предложения по образцу.