Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено еще 4 словарных статьи
воспитание
ВОСПИТАНИЕ. Процесс целенаправленного формирования личности. В современной педагогической литературе и практике понятие В. употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле оно включает в себя весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. В таком понимании В. охватывает не только воспитательную работу школы, детских и молодежных организаций, семьи, общественности, но и влияние всего уклада жизни общества, господствующих в нем идей, воздействия литературы, искусства, кино, радио, телевидения, а также образование и обучение. В узком смысле В. означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие. Оно осуществляется семьей, учебно-воспитательными учреждениями и общественными организациями; находится в органическом единстве с обучением, в процессе которого не только усваиваются знания, но и формируются убеждения, моральные качества, черты характера. В практике обучения принято выделять умственное, трудовое, идейно-нравственное, эстетическое, физическое В. На занятиях по языку В. осуществляется, в частности, в процессе реализации воспитательной цели обучения.
авторитарное воспитание
АВТОРИТАРНОЕ (от лат. auctoritas – влияние, власть) ВОСПИТАНИЕ. Воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. А. в. подавляет инициативу и активность детей, их индивидуальность, ведет к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанниками. А. в. господствует в условиях авторитарных, тоталитарных форм правления и политического режима. Современное движение педагогов-новаторов противопоставляет А. в. педагогику сотрудничества.
свободное воспитание
СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ. Направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира. Предшественником теории С. в. считается Ж. Ж. Руссо, идеи которого нашли отражение в педагогических теориях и практике обучения. Его последователи задачей воспитания считали стимулирование ребенка к самовоспитанию, самообучению и развитию через организацию педагогом среды, наиболее соответствующей потребностям формирующейся личности. Родоначальником С. в. в России выступал Л. Н. Толстой, который, однако, в 1890-е гг. изменил свои педагогические воззрения и противопоставил им религиозное воспитание. В наши дни идеи С. в., были возрождены в опыте В. А. Сухомлинского и в педагогике сотрудничества.
психология воспитания
ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ. Раздел педагогической психологии, исследующий закономерности формирования личности в процессе ее воспитания. Особое внимание П. в. уделяет психологическим закономерностям формирования нравственной сферы человека – нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения. Формирование личности происходит в процессе жизни и деятельности ребенка, поэтому основой воспитания является такая организация практики ребенка, в процессе которой создается психологическая «почва» для внесения в сознание ребенка основ нравственности. Отсутствие такой основы часто приводит к отрыву нравственного поведения от нравственного сознания. Важнейшей проблемой П. в. является поэтому переход моральных знаний в убеждения, которые становятся мотивами поведения. Другая проблема П. в. – формирование общественно ценных качеств личности (ответственности, организованности, коллективизма и т. п.). Главным методом П. в. является преобразующий (воспитывающий) эксперимент. Для преподавателя важно знать нравственные качества обучающихся, целенаправленно формировать нравственно-психологический облик учащегося. На занятиях по языку эти задачи решаются в процессе реализации воспитательной цели обучения.

Метасловарь Всё о слове из всех словарей

Существительное, средний род, 2-е склонение
1.
Процесс систематического, целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях обучения, привития навыков поведения в обществе, формирования характера и его отдельных черт.
Семейное, домашнее, школьное в. Физическое, духовное в. Музыкальное, трудовое, половое, идейное в. В. воли. Отдавать, брать на в. кого-л.
Подробнее