Пунктуационное оформление диалога
Диалогом называется один из четырех возможных способов включения чужой речи в авторский текст. О первых трех способах передачи чужой речи мы говорили в предшествующей главе учебника.
Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.
Доктор подошёл к мальчику и сказал: – Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец? – Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок. (Чуковский) |
О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.
В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.
– Куда идешь? – А так иду, куда ноги идут. – Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги. (Гоголь) |
Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.
Условные обозначения:
Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
1. Слова автора предшествуют реплике или прямой речи
А: |
А: |
А: |
Чичиков обратился к нему с такими словами:
– Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце. ( Гоголь)
Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».
2. Прямая речь или реплика стоит перед словами автора
– Р, – а. |
– Р! – а. |
– Р? – а. |
«Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…
3. Прямая речь или реплика разрываются словами автора
– Р, – а, – р. |
– Р, – а. – Р. |
– Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих. (Гоголь)
«Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих».
4. Слова автора разрываются репликой
А: – Р, – а. |
А: – Р! – а. |
А: – Р? – а. |
Он сказал:
– Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)
Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.
Упражнение № 1
__Добрый вечер_, _ _казал на всякой случай Маленький принц.
__Добрый вечер_, _ _тветила змея.
__На какую это планету я попал?_
__На Землю, _ _казала змея. _ В Африку_.
__Вот как. А разве на Земле нет людей?_
__Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая_.
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Упражнение № 2
_Артиста Воланда можно попросить? _ _ладко спросил Варенуха.
_Они заняты, _ _тветила трубка дребезжащим голосом, _ а кто спрашивает?
_Администратор Варьете Варенуха.
_Иван Савельевич? _ _адостно вскричала трубка. _ Страшно рад слышать ваш голос! Как ваше здоровье?
_Мерси, _ _зумлённо ответил Варенуха, _ _ с кем я говорю?
_Помощник, помощник его и переводчик Коровьев, _ _рещала трубка, _ _есь к вашим услугам, милейший Иван Савельевич! Распоряжайтесь мною как вам будет угодно.
(Булгаков)
Упражнение № 3
Я сказал_
_Ну как?
_Чудовищно! __охвалил Борис Сергеевич.
_Хорошая песня, правда? _ _просил я.
_Хорошая, _ _казал Борис Сергеевич и закрыл платком глаза.
_Только жаль, что вы очень тихо играли, Борис Сергеевич, _ _казал я, _ _ожно бы ещё погромче.
_Ладно, я учту, _ _казал Борис Сергеевич. _ _ ты не заметил, что я играл одно, а ты пел немножко по-другому?
_Нет, _ _казал я, _ _ этого не заметил! Да это и неважно. Просто надо было погромче играть.
_Ну что ж, _ _казал Борис Сергеевич, _ _аз ты ничего не заметил, поставим тебе пока тройку. За прилежание.
(Драгунский)