Проверка слова:  

 

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».


Пунктуационное оформление диалога

Диалогом называется один из четырех возможных способов включения чужой речи в авторский текст. О первых трех способах передачи чужой речи мы говорили в предшествующей главе учебника.

Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.

(Чуковский)

О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.

В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.

– Куда идешь?

– А так иду, куда ноги идут.

– Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги.

(Гоголь)

Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.

Условные обозначения:

Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.


1. Слова автора предшествуют реплике или прямой речи

А: 
– Р.

А:
– Р!

А:
– Р?

Чичиков обратился к нему с такими словами:
– Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце. ( Гоголь)

Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».


2. Прямая речь или реплика стоит перед словами автора

– Р, – а. 

– Р! – а.

 – Р? – а.

 
Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления… (Гоголь)

«Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…



3. Прямая речь или реплика разрываются словами автора

– Р, – а, – р.

– Р, – а. – Р.

Да, отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, несуществующих. (Гоголь)

«Да, отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, несуществующих».

 

4. Слова автора разрываются репликой

А:
– Р, – а.
А:
– Р! – а.
А:
– Р? – а.

Он сказал:

– Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)

Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.

 

Упражнение № 1

    __Добрый вечер_, _ _казал на всякой случай Маленький принц.

    __Добрый вечер_, _ _тветила змея.

    __На какую это планету я попал?_

    __На Землю, _ _казала змея. _ В Африку_.

    __Вот как. А разве на Земле нет людей?_

    __Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая_.

      (Антуан де Сент-Экзюпери)

Упражнение № 2

    _Артиста Воланда можно попросить? _ _ладко спросил Варенуха.

    _Они заняты, _ _тветила трубка дребезжащим голосом, _ а кто спрашивает?

    _Администратор Варьете Варенуха.

    _Иван Савельевич? _ _адостно вскричала трубка. _ Страшно рад слышать ваш голос! Как ваше здоровье?

    _Мерси, _ _зумлённо ответил Варенуха, _ _ с кем я говорю?

    _Помощник, помощник его и переводчик Коровьев, _ _рещала трубка, _ _есь к вашим услугам, милейший Иван Савельевич! Распоряжайтесь мною как вам будет угодно.

(Булгаков)

Упражнение № 3

Я сказал_

    _Ну как?

    _Чудовищно! __охвалил Борис Сергеевич.

    _Хорошая песня, правда? _ _просил я.

    _Хорошая, _ _казал Борис Сергеевич и закрыл платком глаза.

    _Только жаль, что вы очень тихо играли, Борис Сергеевич, _ _казал я, _ _ожно бы ещё погромче.

    _Ладно, я учту, _ _казал Борис Сергеевич. _ _ ты не заметил, что я играл одно, а ты пел немножко по-другому?

    _Нет, _ _казал я, _ _ этого не заметил! Да это и неважно. Просто надо было погромче играть.

    _Ну что ж, _ _казал Борис Сергеевич, _ _аз ты ничего не заметил, поставим тебе пока тройку. За прилежание.

(Драгунский)