Проверка слова:  

 

Предисловие

 

Настоящая публикация включает в себя четыре главы, с третьей по шестую, из книги “Художественный текст: Основы теории и элементы анализа” (М.: “Ось–89”, 1999), которые дополнены двумя новыми главами – Код художественного текста и Типологическое определение художественного текста – и Приложением. При переработке старых глав автор старался, сохранив относительную простоту изложения, придать ему бóльшую степень концептуальной строгости и насыщенности. Поэтому в целом предлагаемый материал носит не столько учебный, сколько исследовательский характер. В соответствии с ним было сочтено целесообразным опустить главы I. Понятие языкового знака и виды знаков и II. Связность текста, так как содержащиеся в них сведения общеизвестны. Вместе с тем основные положения и понятия названных глав активно используются в дальнейшем. Это создает нежелательный эффект своего рода безначалия избранных глав, однако сам жанр как будто позволяет мириться с таким положением дел.

Сообразуясь с установкой на исследовательский характер работы, автор более ясно и однозначно, чем в книге, формулирует собственную позицию, с которой обсуждаются основные темы и предпринимаются попытки решения некоторых проблем лингвистической теории художественного текста. Одна из таких тем и одновременно “вечная проблема” – определение типологической специфики художественного текста, осталась, по справедливым замечаниям моих коллег, неправомерно обойденной в книге. Исправляя свою ошибку, я добавляю к старым новую главу Типологическое определение художественного текста, в которой наряду с кратким изложением истории вопроса предлагается новый подход к решению проблемы.

Завершает публикацию Приложение Задачи и головоломки по теории и анализу художественного текста. Несмотря на формулировку, Приложение имеет цель не столько учебную (хотя среди задач есть и совсем простые, доступные не только студентам, но и вообще нелигвистам), сколько опять-таки исследовательскую (ср. практику употребления слова головоломка для номинации теоретического концепта, начало которой положил Т. Кун в своей знаменитой книге “Структура научных революций”). В задачах и головоломках – всего их около 50 – нередко ставятся вполне серьезные, на взгляд автора, научные проблемы, некоторые из которых еще только ждут своего решения. Впрочем, автор не склонен преувеличивать серьезность своих задач и головоломок, поэтому позволяет себе в Приложении некоторые вольности. В числе последних – отсутствие ответов к ряду задач. Со всеми пропущенными ответами и решениями, а также текстом Избранных глав, дополненным до самостоятельной книги, можно будет ознакомиться во втором издании “Художественного текста…”, которое планируется на конец 2002 года в московском издательстве “Ось–89”.