Проверка слова:  

 

«Русский язык за рубежом», № 4, 2002 год

 

Поэтика «объективности» и ирония: анализ рассказа А. П. Чехова «Тоска»

06.08.2003

О Вон Ке (Южная Корея)

Творчество каждого большого художника качественно отличается по содержанию и форме, поскольку он постоянно стремится отвечать на вопросы, поставленные перед ним эпохой. В этом отношении у Чехова, прожившего так называемую «тундровую эпоху» русской литературы, нас интересуют его оригинальный подход к действительности, идеи и форма его произведений.

По Чехову, писатель не судья, а только «беспристрастный свидетель» действительности, и его дело заключается в «правильной постановке вопросов», а не в их решении. В художественном мире Чехова «правильная постановка вопросов» выступает как методологический и поэтический принцип и представляет собой сущность эстетики «объективности».

Уже в раннем рассказе «Тоска» (1886) [2] этот методологический и поэтический принцип писателя проявляется полностью и осуществляется последовательно.

В рассказе «Тоска» писатель также освещает проблемы одиночества человека в обществе, взаимного непонимания людей, отчуждения их, постоянных недоразумений в человеческих отношениях, причем эти общечеловеческие проблемы изображаются при помощи лейтмотива невозможности общения друг с другом.

Рассказ построен на том, как извозчик Иона пытается рассказать людям о своей тоске.

Люди, к которым обращался извозчик Иона, принадлежат к различным социальным слоям, разного возраста.

В чем видит причину тоски герой, а в чем — автор? Для Ионы тоска — это не что-то единое, а скорее нечто сложное.

В «Тоске» подчеркивается, что бытие Ионы существеннее всего определяет мир человеческий, а не предметный. Каждая попытка контакта с людьми не приводит к нормальному общению.

Ирония как одно из важных средств для поэтики «объективности» в первую очередь базируется на характерной для Чехова повествовательной структуре. В повествовании рассказа сочетаются способ изображения психологии Ионы через восприятие самого главного героя и описания от повествователя-наблюдателя. Определенная дистанция между повествователем и героем четко проявляется в финале рассказа. Именно она рождает своего рода внутреннюю и скрытую иронию, которая «позволяет Чехову избежать мелодраматичности, чрезмерной чувствительности в передаче чрезвычайно трогательной ситуации» .

Очевидно, что у Чехова основой сильнейшего впечатления прежде всего является равнодушное и холодное отношение изображающего к изображаемому.

«Правильная постановка вопросов» как методологический и поэтический принцип в творчестве писателя — это не что иное, как процесс непрерывных поисков «настоящей правды». В рассказе «Тоска» отчетливо воплощается этот принцип Чехова.

В реальной действительности любое бытие, в том числе и человеческое и предметное, существует не отдельно, а в тесной связи с другим бытием. Поэтому, с одной стороны, каждое бытие переопределяется (overdeterminated) этой взаимосвязью, а с другой стороны, его нормальность (identity) обеспечивается этой взаимосвязью. Рассказ «Тоска» может рассматриваться и с этой точки зрения. Объективный чеховский угол зрения на мир и человека никогда не допускает механического сведения разных явлений к одной причине.

Чехова как беспристрастного свидетеля отличает то, что он никогда не считает ограниченность героя его индивидуальным недостатком. Делая кругозор героя относительным, он постоянно сопоставляет его с планом действительности и тем самым обнаруживает противоречивость самой действительности. Таким образом, в поэтике «объективности» принцип «индивидуализации каждого отдельного случая» находится в единстве с художественной перспективой как целостного познания действительности в ее сложности и полноте. Чехов, как свободный художник, постоянно отказывается от «последнего слова». Для того, чтобы возвратить нормальность человеческих отношений и целостность бытия, самое важное — это вести постоянные поиски «настоящей правды». Именно это и есть правильная постановка вопроса для Чехова.
 

Текущий рейтинг: