Проверка слова:  

 

«Русский язык за рубежом», № 4, 2002 год

 

Религиозные представления русского и китайского народов и их отражение в национальной фразеологии

06.08.2003

К. Н. Дубровина (Москва), Хай Шуин (Пекин)

В русском языке существует немало выражений, связанных с монотеистическим представлением христиан о Боге как о единственном и всемогущем создателе Вселенной. Однако языческие представления о многобожии, господствовавшие у предков русского народа до крещения Руси в 988 году при великом князе Владимире, также не могли не оставить следа в русском языке.

С принятием и распространением христианства на Руси языческие верования и православно-христианские представления о Боге нередко соседствовали и объединялись друг с другом.

Образование фразеологизмов, отражающих религиозные воззрения русского народа в православно-христианский период, связано с главной книгой христиан — Библией. Библия и библейская фразеология являются одним из мощных источников нравственно-этических ценностей в русском языке. Русская культура, как культура христианская, с древних времён была пронизана библейской философией, которая поощряла добро, чистоту помыслов и поступков и осуждала зло во всех его проявлениях.

Сопоставим русский материал с китайским. Примерно за 2 тысячи лет до н. э. на территории равнины Хуанхэ существовало царство Шан-Инь, в основе религиозных представлений его жителей было многобожие.

В XI в. до н. э. существование царства Шан-Инь завершилось завоеванием его племенем Чжоу.

Чжоу принесли с собой новое представление о верховном божестве, которого они называли Тянь. В первоначальном начертании знак Тянь являл изображение большого человека с особо выделенной головой и служил, вероятно, обозначением обожествлённого верховного предка. . Сами чжоу не уставали подчёркивать, что милость небес не гарантирована на вечные времена и быть достойным её нелегко. Акцент делался на моральной, но совершенно беспристрастной воле «Неба».

Исследователи китайского пантеона насчитывают в нем до 500 — 600 божеств. В основе китайской религии лежит представление о том, что потусторонний мир есть не столько подобие или отражение этого мира, сколько его продолжение.

Конечно, две такие великие мировые цивилизации, как китайская и славянская, очень сильно различаются своей историей, философией, культурой, религиозными воззрениями. Однако, несомненно, существует и много общего между ними. Что касается религиозных представлений русского и китайского народов, то, во-первых, можно отметить основную тенденцию в их эволюции от языческого многобожия с одушевлением всех сил и стихий природы к монотеизму и антропоморфизму. Во-вторых, у китайцев, как и у русских, бог прежде всего ассоциируется с богатством, удачей, успехом, счастьем. В-третьих, очень важно подчеркнуть морально-этический аспект, связанный с религиозными верованиями обоих народов. Бог — это прежде всего добро, благо, справедливость, великодушие, любовь и тому подобные высоконравственные качества.

По-видимому, следует признать, что даже у таких далёких друг от друга народов, как китайских и русский, можно найти много общего и в их мышлении, и в культурах, и в языках.
 

Текущий рейтинг: