Проверка слова:  

 

«Русский язык за рубежом», № 4, 2002 год

 

К анализу состояния монгольской русистики (прошлое и настоящее)

06.08.2003

Э. Равдан (МонГУ) С. Эрдэнэмаам (МонГУ)

Начало крупномасштабного изучения русского языка было положено в 1861 году созданием в Урге русско-монгольской школы. В начале XX века в Монголии открываются первые русские школы. В 1914 году при МИДе Монголии начинает функционировать школа русского языка, где преподают учителя из России и обучаются 46 монгольских детей

В 1922 году началось широкое и планомерное обучение монгольских граждан в тогдашнем СССР. В конце 40-х годов русский язык изучался уже во всех школах Монголии.

На первых порах уроки русского языка в монгольских школах велись специалистами, приглашёнными из СССР. Наряду с этим на трёхгодичных и шестимесячных курсах было подготовлено 150 монгольских учителей русского языка.

Русский язык изучали не только в общеобразовательных школах, он включался и в учебный план вечерней школы для взрослых.

Отсутствие на монгольском языке учебников и учебных пособий по специальным предметам и вызванное этим чтение лекций на русском языке послужили одной из объективных причин усиления внимания к обучению русскому языку.

С 1961–1962 учебного года русский язык изучается с 3-его класса во всех начальных и средних школах г. Улан-Батора, а позднее и во всех местных школах, разрабатываются соответствующие новые программы.

В 1979 году на базе факультета русского языка Педагогического института и отделения русского языка Госуниверситета создаётся Институт русского языка при Госуниверситете. В 1982 году Институт русского языка преобразовывается в Педагогический институт русского языка. Данное учебное заведение просуществовало до 1989 года.

Наряду с подготовкой национальных кадров уже с начала 50-х годов остро встаёт вопрос о повышении их квалификации. В связи с этим в 1951 году Министерство просвещения организует двухмесячные курсы по повышению квалификации учителей русского языка 5-7 классов. За 8 учебных недель с учителями проводят практические занятия по русскому языку (150 часов), педагогике (100 часов), методике преподавания русского языка в монгольской школе (100 часов). Кроме того, в учебный план настоящих курсов специально включается дополнительное количество часов (50) на изучение программы по русскому языку и планирование работ. Занятия проводились приглашёнными из России преподавателями. В 1959 году при Институте усовершенствования учителей (ИУУ) создаётся кабинет русского языка, призванный заниматься разработкой методики преподавания русского языка в условиях Монголии и систематическим повышением квалификации учителей-русистов

Таким образом, с середины 60-х годов до начала 90-х годов в вопросе повышения квалификации русистов Монголии имелись некоторые сложившиеся традиции. Через каждые 5 лет преподаватели русского языка всех уровней проходили переаттестацию.

В 50-ые годы, при Монгольском государственном университете и Педагогическом институте открываются специальные отделения по подготовке учителей русского языка. 60-ые годы явились стартовой площадкой реализации научно-методических поисков опытных преподавателей в области сопоставления монгольского и русского языков

Стремительное развитие русистики в 70–80-ые годы всё активнее стимулируется сверху различными правительственными постановлениями, что крайне отрицательно скажется впоследствии на изучении русского языка. А пока в учебном плане общеобразовательной школы по количеству отводимых часов он уверенно занимает третье место после математики (2012 час.) и родного языка (1960 час.).

За прошедшие 60 лет свыше 60 тысяч монгольских граждан получили высшее и среднее специальное образование в советских учебных заведениях.

Начиная с 1972 года монгольские русисты принимают участие в работе международных конференций, симпозиумов, конгрессов.

В 700 учебных заведениях всех форм обучения, а также на курсах и в кружках к концу 80-х годов русский язык изучали около 400 тысяч монгольских граждан ежегодно.

Полифункциональную роль русского языка в сфере духовной культуры демонстрирует объём реализации литературы на данном языке. 50% книжного товарооборота страны составляет литература на русском языке.

Глубокие перемены в социально -политической и экономической жизни страны в период с 80-х годов до начала 90-х не могли не оказать влияния на систему народного образования и на преподавание русского языка, в частности. В 1987 году в вузах страны отменяется государственный экзамен по русскому языку, а в 1988 году — в школах. Отменяются радио- и телекурсы русского языка. Отменяется также и вступительный экзамен по русскому языку в вузы. Начинается сокращение количества часов русского языка в вузах и средних специальных учебных заведениях. В 1989 году прекращаются контракты всех советских специалистов по русскому языку в высшей школе. Полностью разрушается система повышения квалификации учителей-русистов.

С середины 90-ых годов по настоящее время наблюдается некоторый рост интереса к русскому языку.

За последнее десятилетие заметно активизировалась деятельность национальной Ассоциации преподавателей русского языка и литературы /МонАПРЯЛ/. В числе традиционных мероприятий, организуемых данной Ассоциацией, можно назвать ежегодную олимпиаду по русскому языку среди школьников, конкурс на звание «Лучший учитель-русист», а также ежегодный конкурс на звание «Лучший методист года», олимпиада по русскому языку среди студенческой молодёжи и многие другие формы работы.
 

Текущий рейтинг: