Проверка слова:  

 

«Русский язык за рубежом», № 3, 2002 год

 

Семантическая связность организации континуума

27.06.2003

Ду Гуйчжи, доцент Столичного педагогического университета (Пекин)

Художественный текст представляет собой не только структурное, семантическое, но и эстетическое единство, которое обладает материальной протяженностью и стоящим за ним гипертекстом, который мы называем пространством, и некоторой продолжительностью как отдельных состояний мира этого текста, так и интервалов между отдельными состояниями, которые мы называем временем. В лингвостилистическом анализе художественного текста с понятиями времени и пространства непосредственно связана категория континуума.

Оставаясь по существу непрерывным в последовательной смене временных и пространственных фактов, континуум в текстовом воспроизведении одновременно разбивается на отдельные эпизоды, но наличие категории когезии дает возможность воспринимать весь текст как процесс. Можно сделать предположение о том, что континуум обеспечивает конкретность и реалистичность описания в тексте. Особенности структурной организации дискурсного континуума определяются общим принципом организации художественного текста, связываются с решением эстетической задачи творческого замысла писателя.

Рассмотрим с этой точки зрения общие характеристики семантической и структурной организации континуума в рассказах В. Шукшина.

  1. Основные типы структурной организации континуума текста

    Шукшинские рассказы — короткие, максимально объективные, лаконичные, емкие.

    Наблюдается несколько типов структурной организации временной продолжительности в рассказах Шукшина.

    1) Временной континуум линейно-последовательного изложения: событие развивается по временной оси последовательно с начала до конца.

    2) Временной континуум обратного изложения: событие излагается с конечной точки временной оси.

    3) Временной континуум изложения с середины событийного развития: начальная точка временного континуума текста установлена на какой-то особый момент в процессе развития события.

    4) Временной континуум смешанного типа: динамика и архитектоника повествования строится на противопоставлении настоящего прошлому, с одной стороны, и реального времени ирреальному, с другой.

  2. Способы выражения текстового континуум

    1) Отображение отрезка времени через природные явления

    2) Употребление глагола вместо существительного. Когда писатель ставит на первый план повествования не просто событие как таковое, а событие в его естественном движении и развитии в соответствии с течением времени, в тексте отмечается тенденция к употреблению на месте существительных глаголов, имеющих в семантике временные признаки.

    3) Косвенное указание на временной аспект. В этом случае временной континуум может быть выражен без установленных единиц измерения (обозначения), т. к. само время не является объектом наблюдения и описания. Оставаясь лишь фоном, на котором развертываются события в рассказе, временной континуум связывает эти события и придает им реалистическую основу.

    4) Течение времени определяется сменой категорий пространства.

    Пространство и время относятся к разным категориям концептуализации картины мира и могут получать самостоятельное выражение в языке. Между ними существует некая асимметрия: человек может находиться в одном и том же месте в разное время, но не может в одно и то же время быть в разных местах. Однако две эти категории тесно сопряжены друг с другом: конкретность, т. е. образность содержательно-фактуальной информации достигается в рассказе взаимозависимостью временных форм глаголов и пространственным континуумом.

    Воздействия опосредованно дает представление о реальном периоде действия. События в рассказе разбиваются на несколько эпизодов по смене мест действия, когезия и связь которых служит средством реализации континуума. При этом такие языковые элементы, как «Приезжий скоро нашел большой дом Синкина»; «но с минуты на минуту может прийти на обед»; «Она скоро придет» и т. п. содержат семантический признак течения времени и воссоздают процесс этого течения в его коротком протяжении, и такие обозначающие появление новых действующих лиц, как «Пришел Синкин»; «Вошла рослая, крепкая юная женщина» дают в одном и том же пространстве разные временные приметы, новые темы разговора и вызывают новые конфликты.
     

Текущий рейтинг: