Проверка слова:  

 

«Русский язык за рубежом», № 3, 2002 год

 

Преподавание практического курса русского языка в новых условиях в Республике Узбекистан

27.06.2003

Башатова Надежда Арсентьевна — канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка при Центре языков Национального университета Узбекистана им. М. Улугбека

В общественно-политической и культурной жизни нашей республики возрастает значимость мировых языков, среди которых немаловажное место занимает русский язык как язык-посредник социально-экономического и духовного общения народов и носитель научно-технической информации.

Законом о государственном языке Республики Узбекистан узбекскому языку вот уже более одиннадцати лет назад придан статус государственного, русский язык стал официальным языком и используется главным образом в научной, политической и культурной сферах деятельности.

Социологические факторы, вызвавшие перераспределение функций языков в нашей стране, послужили причиной сокращения количества учебных часов на изучение русского языка в школах и вузах. Этот шаг, как показывает педагогическая практика, оправдан и целесообразен, потому что для знакомства с элементами русской языковой системы и формирования речевой компетенции в социально-культурной и учебной сферах деятельности ста часов, отведенных Программой практического курса русского языка для подготовки бакалавров на изучение этой дисциплины в вузе, вполне достаточно. Однако на страницах различного рода дидактических изданий, в общественно-политической прессе, а также на конференциях и форумах, посвященных проблемам преподавания специальных и неспециальных дисциплин в вузе, в настоящее время педагоги активно дискутируют о так называемых одаренных студентах. Их обучение, подчеркивают в частности лингводидакты, должно осуществляться по особым программам и особым методикам.

Итак, потребность в овладении русским языком в учебной, профессионально-научной и профессионально-трудовой сферах деятельности для определенных групп учащихся все еще остается достаточно ощутимой.

Таким образом, педагогическая практика преподавания русского языка в вузах Узбекистана в современных условиях диктует необходимость дифференцированного подхода к организации и проведению занятий по русскому языку. Необходимо, во-первых, учитывать переход всего высшего образования на двухуровневую систему (бакалавриат и магистратура), во-вторых, ориентировать методику углубленного изучения русского языка и изучения языка специальности на группы одаренных студентов в соответствии с их потребностями и заинтересованностью в данной дисциплине.

Текущий рейтинг: