Проверка слова:  

 

«Русский язык за рубежом», № 3, 2002 год

 

«Рек, озер краса, глава, царица...»
Волга как прецедентный знак русской культуры

27.06.2003

Т. Н. Кожина, Н. В. Лекомцева

Т. Н. Кожина, аспирант Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина (Москва)

Н. В. Лекомцева, канд. пед. наук, доцент Удмуртского государственного университета, докторант Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина (Москва)
 

Подробному описанию отраженных в языке знаков русской культуры (реальных предметов, явлений, действий, абстрактных объектов, архетипических образов, мифологических сюжетов и т. д.) уделяется внимание в теоретических исследованиях А. Афанасьева, Ю. Лотмана и др.

Безусловно, к прецедентным знакам любой национальной культуры в первую очередь относятся имена собственные, обладающие богатыми ассоциативно-семиотическими возможностями. Некоторые из таких знаков перерастают в подлинные символы.

В частности, семиозис культуры отчетливо проявляется в топонимических наименованиях, ибо они представляют собой «типичные описания языковых знаков в их назывательной функции». Одним из таких наиболее существенных символов русской истории и культуры выступает река Волга.

Очевидно, название Волги в славянских языках восходит к понятию «волглый», т. е. влажный .

Поволжье (как Киев, Новгород, Москва, Петербург и др.) является одним из наиболее существеннейших духовно-консолидирующих центров русской культуры. Река Волга (Итиль, Идель — у юго-восточных народов) как определенная граница русского этноса мыслится уже в летописях X в. Начиная с XVI столетия на Волге происходят значительные события (аналогичные Куликовской битве и Ледовому побоищу), связанные с сохранением государственной мощи и суверенитета русской нации. Таковыми, с точки зрения историков, являются падение Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств (последних близлежащих оплотов Золотой Орды), усмирение бунта 1670—1671 гг. под предводительством Степана Разина, Сталинградская битва 1942—1943 гг.

С древнейших времен на Руси образ великой реки актуализируется в топонимических мифах. В этих сказаниях Волга обретает человеческий облик. Она — сестра нетерпеливой Вазузы и лукавой Западной Двины. У красавицы Волги есть братья — бурный Днепр и глубоководное Ильмень-озеро.

Общерусские тексты, издавна бытовавшие на Волге, характеризуются духом вольности, удальства. Уже в исторических песнях XVI в. отражается расширение границ пространственного мышления средневекового русича, появление масштабного взгляда на историю своего этноса. С этого времени Поволжье становится отправной точкой для последующего приращения Русского государства (походы Ермака в Сибирь, завоевания Петра I и др.)

В одически-возвышенной поэме «К Волге» поэта XVIII в. И. Дмитриева звучит торжественный гимн в честь великой реки, символизирующей историческую славу россов и красоту русской природы.

Народная память сохранила предания о Степане Разине, окутала его имя ореолом бессмертия.

Начиная с VII в. имя Разина в народно-христианском восприятии связывалось с представлениями о царе-избавителе, страдальце за народное счастье либо Антихристе.

Следуя народным традициям А. Пушкин создает цикл «Песен о Стеньке Разине».

Традиции поволжской народной песни в XIX в. были подхвачены Н. Некрасовым. В его сочинениях сохранена тематика, ритмомелодика, символика народного стиха.

По существу, в отечественной литературе Некрасов явился выразителем русской боли. В стихотворении «На Волге» он говорит о рабстве поневоле — тяжком труде бурлаков .

В живописи эту тему подхватил И. Репин. Однако в картине «Бурлаки на Волге» он несколько иначе, чем Н. Некрасов, представил своих героев.

Волга и Поволжье вдохновляли к созданию произведений на подлинно русские сюжеты Г. Державина, К. Рылеева, И. Крылова, М. Салтыкова-Щедрина, Н. Островского, Н. Чернышевского, М. Горького, А. Толстого, В. Хлебникова, В. Шукшина и др. отечественных авторов.

Пребывание на Волге вызвало множество впечатлений и у А. Чехова с И. Левитаном.

Из всех городов, основанных на берегах великой реки, особое место в истории России XX века занимает Волгоград. Возникший в XVI в. как город-крепость, Царицын был сначала сторожевым городом, затем промышленным центром. Победа 1943 г. под Сталинградом явилась переломным моментом в ходе Второй мировой войны. Именно в те суровые для Отечества времена родился призыв, обращенный к глубинам исторической памяти россиян: «За Волгой для нас земли нет
 

Образ Волги как пограничная зона или как один из наиважнейших центров русской культуры, а также как символ единства всех этносов, проживающих в России, мыслится уже в народных эпосах средневековья и в литературных сочинениях современных национальных поэтов.

В лирике национальных поэтов России XX столетия нерушимость дружественных уз с русским народом олицетворяют притоки Волги — Ока, Кама, Волго-Донской канал, пейзажи, сходные с картинами природы поволжского края.

Вышеприведенные примеры из литературы, фольклора и изобразительного искусства подтверждают историко-культурную и эстетическую природу ментально-«географического» знака отечественной действительности — реки Волги. В произведениях художественной литературы и изобразительного искусства явление топонимики превращается в многосмысловой знак — емкий образ. Река Волга символизирует мощь и красоту самой России.
 

Текущий рейтинг: