Проверка слова:  

 

«Русский язык за рубежом», № 3, 2001 год

 

Московский художественный...

25.11.2002

В. В. Воробьев, В. В. Дронов, Г. В. Хруслов (Россия)

Этот урок вам поможет:
 

В первой — страноведческой — части

а) узнать об истории Московского художественного театра, который составляет гордость театральной жизни Москвы;

б) познакомиться с новой и повторить старую лексику по теме «Театр»;

в) поговорить на театральные темы.
 

Во второй — литературной — части

а) прочитать отрывок из «Театрального романа» Михаила Булгакова;

б) провести стилистический анализ этого отрывка;

в) вспомнить, какими средствами в русском языке выражаются положительные эмоциональные оценки, интерес, одобрение.
 

ЧАСТЬ I
 

Два МХАТа
 

Предтекстовые задания

1. Прочитайте список слов и словосочетаний, которые помогут вам поговорить о театре. Подчеркните слова, которые вы встречаете впервые.

театр, театр-студия, труппа, режиссёр, драматург, актёр, актриса, примадонна, исполнитель/исполнительница (главной/эпизодической роли)
 

пьеса, драматург, игра, постановка, бенефис, исполнение, манера исполнения, успех, неудача, провал, сезон, сцена, мизансцена
 

сцена, авансцена, декорация, освещение, свет, поворотный круг, занавес, кулисы, подмостки, рампа, партер, амфитеатр, ложа, бельэтаж, балкон, галёрка, ярус
 

опера, оперный, балет, балетный, драма, драматический, трагедия, трагедийный, комедия, комедийный, водевиль, водевильный, мюзикл, оперетта
 

представление (дневное/вечернее), спектакль (идёт новый/старый спектакль на сцене театра), действие; спектакль в двух действиях, картина, сцена (спектакля), акт, антракт, звонок (к началу спектакля), театральный бинокль
 

администратор, билетёр, билетёрша, кассир, кассирша
 

билет, лишний билет (билетик), пропуск, афиша, программка, репертуар
 

играть, ставить спектакль, смотреть спектакль, аплодисменты, аплодировать, вызывать на «бис», долго не отпускать (актёра/автора/режиссёра)
 

2. Прежде чем читать комментарий к тексту, определите, с какими глаголами соотносятся следующие слова.

исполнитель, основатель, заведующий, реформатор, создатель, представитель, постановка
 

3. Прочитайте комментарий к тексту. Скажите, какие имена вам уже хорошо знакомы. Где и как вы их впервые узнали?

Горький Максим (Пешков Алексей Максимович, 1868–1936) — писатель и общественный деятель. В Московском художественном театре в 1901 г. впервые поставлена его пьеса «Мещане», в 1902 г. — «На дне». Прототипом ряда персонажей произведений Горького был фабрикант С. Т. Морозов.

Грибоедов Александр Сергеевич (1795–1829) — писатель и дипломат, автор знаменитой комедии в стихах «Горе от ума», действие которой происходит в Москве. Имена многих героев комедии стали нарицательными, целый ряд стихотворных строк превратился в поговорки.

Качалов Василий Иванович (1875–1948) — великий русский актер, с 1900 г. — в Московском художественном театре (МХТ). Исполнитель ролей в пьесах А. П. Чехова,

М. Горького и др., мастер художественного чтения. Его собаке Джиму посвящено стихотворение С. Есенина.

Книппер-Чехова Ольга Леонардовна (1868–1959) — одна из первых актрис МХТа. Жена А. П. Чехова. Первая исполнительница женских ролей в его пьесах (Аркадина в «Чайке», Елена Андреевна в «Дяде Ване», Маша в «Трех сестрах», Раневская в «Вишневом саде»). Её игра отличалась глубиной чувств и психологической тонкостью.

Леонидов Леонид Миронович (1873–1941) -актер трагедийного дарования, режиссер, педагог, с 1903 г. — в МХТ. Исполнитель ролей в пьесах М. Горького и А. П. Чехова и др. Преподавал актерское искусство.

Лужский Василий Васильевич (1869–1931) — актер, режиссер, театральный педагог. Входил в группу основателей МХТ. Участвовал в постановках спектаклей совместно с К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко, а также самостоятельно.

Морозов Савва Тимофеевич (1862–1905) — предприниматель, общественный деятель, меценат. Из купеческой семьи. Потомственный почетный гражданин. Оказал большую помощь Московскому художественному театру, был инициатором строительства нового театрального здания в Камергерском переулке.

Москвин Иван Михайлович (1874–1946) — актер Московского художественного театра с его основания. Исполнитель ролей в пьесах М. Горького, А. П. Чехова, А. С. Грибоедова, А. Н. Островского и др. Великолепно знал быт и нравы, язык старой Москвы.

Немирович-Данченко Владимир Иванович (1858–1943) — режиссер, педагог, писатель, драматург, реформатор и теоретик театра. В 1898 г. совместно с К. С. Станиславским основал Московский художественный театр (МХТ). Был заведующим репертуаром театра.

Станиславский Константин Сергеевич (1863–1938) — актер, режиссер, педагог, реформатор и теоретик театра. Основатель (совместно с Вл. И. Немировичем-Данченко) МХТ. Создатель системы актерского творчества, ставшей известной во всем мире как система Станиславского.

Чехов Антон Павлович (1860–1904) — писатель, драматург. Свои пьесы «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад» специально написал для МХТ. Одна из ведущих актрис театра, О. Л. Книппер, стала его женой. «Чайка», которая с триумфом прошла на сцене МХТ, превратилась в эмблему театра.

Шехтель Фёдор Осипович (1859–1926) — архитектор, живописец, график, сценограф; один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве. Перестроил здание в Камергерском переулке, дом 3, где ранее располагался другой театр, для МХТ.
 

4. Замените активные конструкции на пассивные по образцу:

Архитектор Ф. О. Шехтель перестроил театр в стиле модерн. — Театр был перестроен в стиле модерн архитектором Ф. О. Шехтелем.
 

1) Московский художественный театр провел коренную реформу театрального искусства.

2) Основатели театра нашли новую манеру исполнения.

3) Споры и легенды о театре переполняли газеты и журналы.

4) Создатели театра придумали новую систему освещения.

5) Для подготовки актеров Московский художественный театр создал восемь драматических студий.

6) Ефремов придал театру новое дыхание.

7) Наряду с классикой театр разработал новые подходы к современным темам.

8) К сожалению, театр затронула волна разделов.

9) Театральные коллективы вновь поставили в этом сезоне «Вишневый сад» и «Три сестры».
 

5. Обратите внимание на значение приставок в следующих словах. Придумайте по 2–3 примера с каждым из значений данных глаголов.

Дополнить — 1. сделать более полным; 2. добавить новые данные, сведения.

Заполнить — 1. занять что-либо целиком; 2. вписать нужные сведения в документ.

Наполнить — сделать полным, занятым, насыщенным (что-либо, чем-либо).

Переполнить — до предела — наполнить сверх меры.

Пополнить — увеличить, прибавить новое к имеющемуся.
 

6. Сравните контексты употребления слов. Обратите внимание на примечания.

а) постановка

1. Мама до сих пор называет спектакли постановками (несколько устаревшее значение).

2. Автор остался доволен постановкой своей новой пьесы (нейтральное значение).

3. Новая постановка «Вишневого сада» обогатила репертуар театра (нейтральное значение).

4. Тренер строго следит за постановкой головы гимнастки (специальное значение).

5. Правильная постановка работы коллектива — залог успеха (бюрократическое значение, несколько устаревшее).

6. Я не совсем согласен с такой постановкой вопроса (устойчивый оборот).

б) установка

1. Режиссер требовал строгого выполнения его установок (профессиональное значение).

2. Перед коллективом была поставлена установка на повышение качества продукции (газетное, бюрократическое, ныне устаревшее значение).

3. Новые установки для очистки воды показали отличные результаты (нейтральное значение).

4. Ребята из рок-группы гордились и своим ударником, и его установкой (молодежное, как профессиональное, так и нейтральное значение).
 

9. Следующие слова имеют общее значение, но употребляются в различных сферах и возрастных группах общения. Как вы думаете, с какими из приведенных ниже словосочетаний они могут использоваться? Попробуйте придумать примеры их употребления.

а) обожатель; б) почитатель; в) поклонник; г) фанат; д) фан
 

7. Прочитайте текст «Два МХАТа». Образцы подобных текстов вы можете встретить в популярных справочных изданиях.

Когда два единомышленника К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко основали в 1898 году Московский художественный театр, это была подлинная театральная революция. МХАТ провел коренную реформу театрального искусства. Основатели театра нашли новую манеру исполнения, новые средства сценической выразительности, добились единства всех элементов спектакля. Газеты и журналы тех лет были переполнены спорами и легендами о новом московском театре. Шутка сказать, отменили систему бенефисов, ставят всего три-четыре спектакля в сезон, добиваются каких-то невиданных результатов в сложнейшей игре, запрещают зрителям аплодировать во время спектакля, установили поворотный круг, придумали новое освещение сцены и к каждой постановке создают специальные декорации! Москва с нетерпением ожидала каждой новой постановки Художественного театра, который первоначально арендовал небольшое помещение в саду «Эрмитаж» в Каретном ряду. Известный московский фабрикант и меценат Савва Морозов, страстный поклонник Художественного театра, в 1902 году взял для него в аренду здание в Камергерском переулке. Перестройку здания в стиле модерн осуществил еще один почитатель театра — архитектор Ф. О. Шехтель.

Рождение МХАТа было связано с драматургией А. П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад») и М. Горького («Мещане», «На дне»). В свое время Чехов сам рекомендовал основателям театра молодого писателя Горького. МХАТ — театр выдающихся мастеров режиссуры и актерского искусства, создал шедевры, вошедшие в историю мирового театра. Среди лучших спектаклей МХАТа — «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Синяя птица» М. Меттерлинка, «Гамлет» У. Шекспира, «Мнимый больной» Ж.-Б. Мольера и другие. Здесь складывалась знаменитая на весь мир система Станиславского, здесь писалось его Евангелие для мирового театра — книга «Работа актера над собой». Здесь играли В. В. Лужский, О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, В. И. Качалов, Л. М. Леонидов и другие талантливые актеры. Для проведения экспериментальной работы по системе Станиславского, а также для подготовки актеров Художественный театр создал за годы своего существования восемь драматических студий.

История МХАТа — не только история рождения новой театральной эстетики, это еще и мучительная история конфликта в его развитии. Театр возник как частный, а стал государственным. Еще при жизни Станиславского МХАТ стал «первым театром страны», он так и назывался Московский художественный академический театр (МХАТ) СССР и находился в непосредственном ведении правительства. Театр создавался как альтернатива казенному академическому искусству, а спустя годы сам стал академическим, то есть образцовым, эталонным. Это звание театр носит с 1919 года. А в 1932 году ему было присвоено имя М. Горького. 40–50-е годы отмечены печатью своего времени, и несмотря на отдельные удачи, внутренняя противоречивость, заложенная в развитии театра, привела к тому, что к 60-м годам он оказался в творческом кризисе. В репертуар все чаще включали пьесы-«однодневки», болезненно проходила смена поколений. Положение усугублялось тем, что не допускалась никакая критика театра. Он перестал привлекать театральную публику, и старейшие актеры сами пригласили в 1970 году на должность главного режиссера Олега Ефремова.

Ефремов был хорошо известен в театральных кругах как воспитанник школы-студии МХАТа. В 1956 году он создал театр «Современник», основанный на подлинных принципах Станиславского и Немировича-Данченко. «Современник» — это отдельное небывалое явление в театральной и общественной жизни не только Москвы, но и всей страны. Не менее десяти лет каждый спектакль «Современника» был событием. Придя во МХАТ, Ефремов сумел придать театру новое дыхание, вновь сделал его одним из интересных и ведущих театров. «Лишний билетик» стали спрашивать у метро, на дальних подступах к театру.

На сцену МХАТа, как и следовало из заветов его основателей, пришли наиболее интересные драматурги, Ефремов собрал вокруг себя выдающихся актеров, пригласил для постановок талантливых режиссеров. Наряду с классикой глубоко разрабатывалась и современная тема. Однако театр ждал новый кризис. Постоянно разраставшуюся труппу становилось трудно объединить. Необходимость предоставлять работу всем актерам вела к компромиссам и в выборе пьес, и в назначении режиссеров, что приводило в свою очередь к появлению явно «проходных» работ.

Несмотря на постановку МХАТом в 80-х годах ряда значительных спектаклей, общей творческой программы в театре не было, и в 1987 году коллектив разделился на две самостоятельные труппы. В историческом здании в Камергерском под руководством Ефремова остался Московский художественный театр им. А. П. Чехова. Ефремов добился, чтобы театру дали имя драматурга, которому он обязан началом своей всемирной славы. На Тверском бульваре в новом здании под руководством актрисы Татьяны Дорониной поселился театр с прежним названием — Московский художественный театр им. М. Горького.

Так в Москве стало два Художественных театра, и не будем торопиться с ответом на вопрос, какой из них лучше. Достаточно сказать, что оба театра пользуются успехом у публики, хотя, вероятно, у каждого она своя. На их сценах представлена русская и зарубежная классика, современная драматургия, играют известные актеры. Каждый театр по-своему сохраняет заветы К. С. Станиславского. Как говорится в одной театральной эпиграмме, «есть роли, гастроли, успех, чего же боле?»

Причины же этого театрального раскола лежат, по-видимому, в природе самого театра. Исторически на базе студий МХАТ и ранее создавались новые московские театры. В российской современной жизни МХАТ, как известно, — не единственный театр, который затронула волна разделов. Кроме того, с художественной точки зрения можно сказать, что театру в его первоначальном качестве как бы отпущен свой срок жизни и обновления неизбежны. Посмотрите «Вишневый сад» или «Три сестры» А. П. Чехова в постановке обоих театров и сами решите, какая вам больше нравится.
 

Послетекстовые задания

8. Это задание поможет вам в выборе языковых средств с более яркой стилистической окраской. Найдите в тексте более выразительные средства для выражения содержания следующих сообщений.

1) В шестидесятые годы в репертуар театра включались пьесы, которые короткий срок шли на сцене.

2) Два человека с одинаковыми взглядами на проблемы театра — К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — основали в 1898 году МХТ.

3) Следует сказать, что было удивительным то, что в театре отменили систему бенефисов и запретили аплодировать во время спектакля.

4) У метро, далеко от театра, стали спрашивать билеты у тех, кто не смог ими воспользоваться по различным причинам.

5) Особенности сороковых и пятидесятых годов отразились на жизни театра.

6) Мы не будем говорить сразу, какой из двух театров лучше.

7) Каждый театр существует свой определенный срок.

8) В газетах и журналах того времени много спорили и рассказывали не совсем правдивые истории о новом московском театре.
 

Поговорим!

9. Ответьте на вопросы по содержанию текста «Два МХАТа»:

1) Создание МХАТа автор называет театральной революцией. Почему?

2) В статье упоминается имя Саввы Морозова и Федора Шехтеля. В связи с чем?

3) Какими причинами автор объясняет кризис МХАТа в 60-е годы?

4) Почему старейшие актеры МХАТа пригласили в театр молодого режиссера Олега Ефремова?

5) Почему несмотря на ряд удачных работ театр снова оказался в трудном положении?

6) Что говорится в тексте о двух МХАТах?
 

ЧАСТЬ II
 

Прочитайте отрывок из «Театрального романа» Михаила Булгакова. В романе описаны отношения знаменитого писателя и драматурга с Московским художественным театром. В этом отрывке автор с юмором рассказывает о деятельности театрального администратора Филиппа Филипповича. Московские театралы знают, что если не удалось купить билет на спектакль в кассе, то не стоит отчаиваться. Можно попробовать достать «лишний билетик» перед входом в театр, а можно обратиться с просьбой в окошечко к администратору — вдруг повезет!
 

М. А. Булгаков

Театральный роман

(глава «Я знакомлюсь с театром»)
 

Больше всего мне полюбилось то место, которое носило название «контора». Это место резко отличалось от всех других мест в Театре, ибо это было единственное шумное место, куда, так сказать, вливалась жизнь с улицы.

Контора состояла из двух частей. Первой — узкой комнатки, в которую вели настолько замысловатые ступеньки со двора, что каждый входящий впервые в Театр, непременно падал. В первой комнатенке сидели двое курьеров. Перед ними на столике стояли два телефона. И эти телефоны, почти никогда не умолкая, звонили.

Я очень быстро понял, что по телефонам зовут одного и того же человека, и этот человек помещался в смежной комнате, на дверях которой висела надпись:

«Заведующий внутренним порядком

Филипп Филиппович Тулумбасов».

Большей популярности, чем у Тулумбасова, не было ни у кого в Москве и, вероятно, никогда не будет. Весь город, казалось мне, ломился по аппаратам к Тулумбасову. Перед самим Филиппом Филипповичем стояло их два, а один, старинного типа, висел на стене.

Филипп Филиппович, полный блондин с приятным круглым лицом, с необыкновенно живыми глазами, на дне которых покоилась не видная никому грусть, затаенная, по-видимому, вечная, неизлечимая, сидел за барьером в углу, чрезвычайно уютном. День ли был на дворе или ночь, у Филиппа Филипповича всегда был вечер с горящей лампой под зеленым колпаком. Перед Филиппом Филипповичем на письменном столе помещалось четыре календаря, сплошь исписанные таинственными записями.

Филипп Филиппович был огражден от внешнего мира барьером, и в любой час дня на этом барьере лежали животами люди в самых разнообразных одеждах. Здесь перед Филиппом Филипповичем проходила вся страна, это можно сказать с уверенностью; здесь перед ним были представители всех классов, групп, прослоек, убеждений, пола, возраста. Все пришедшие просили у Филиппа Филипповича, все зависели от его ответа.

Три телефона звенели, не умолкая никогда, и иногда оглашали грохотом кабинетик сразу все три. Филиппа Филипповича это нисколько не смущало. Правой рукой он брал трубку правого телефона, клал ее на плечо и прижимал щекою, в левую брал другую трубку и прижимал ее к левому уху, а освободив правую, ею брал одну из протягиваемых ему записок, начиная говорить сразу с тремя — в левый, в правый телефон, потом с посетителем, потом опять в левый, в правый, с посетителем. В правый, с посетителем, в левый, левый, правый, правый.

Сразу сбрасывал обе трубки на рычаги, и так как освобождались обе руки, то брал две записки. Отклонив одну из них, он снимал трубку с желтого телефона, слушал мгновение, говорил: «Позвоните завтра в три», — вешал трубку, посетителю говорил: «Ничего не могу».

С течением времени я начал понимать, чего просили у Филиппа Филипповича. У него просили билетов.

У него просили билетов в самой разнообразной форме. Были такие, которые говорили, что приехали из Иркутска и уезжают ночью и не могут уехать, не повидав «Бесприданницы». Кто-то говорил, что он экскурсовод из Ялты. Представитель какой-то делегации. Кто-то не экскурсовод и не сибиряк и никуда не уезжает, а просто говорил: «Петухов, помните?» Актрисы и актеры говорили: «Филя, а Филя, устрой...» Кто-то говорил: «В любую цену, цена мне безразлична...»

— Зная Ивана Васильевича двадцать восемь лет, — вдруг шамкала какая-то старуха, у которой моль выела на берете дыру, — я уверена, что он не откажет мне...

— Дам постоять, — внезапно вдруг говорил Филипп Филиппович и, не ожидая дальнейших слов ошеломленной старухи, протягивал ей какой-то кусочек бумаги.

— Нас восемь человек, — начинал какой-то крепыш, и опять-таки дальнейшие слова застревали у него в устах, ибо Филя уже говорил:

— На свободные! — и протягивал бумажку.

— Я от Арнольда Арнольдовича, — начинал какой-то молодой человек, одетый с претензией на роскошь.

— «Дам постоять», — мысленно подсказывал я и не угадывал.

— Ничего не могу-с, — внезапно отвечал Филя, один только раз скользнув глазом по лицу молодого человека.

— Но Арнольд...

— Не могу-с!

И молодой человек исчезал, словно проваливался сквозь землю.

— Мы с женою... — начинал полный гражданин.

— На завтра? — спрашивал Филя отрывисто и быстро.

— Слушаю.

— В кассу! — восклицал Филя, и полный протискивался вон, имея в руках клок бумажки, а Филя в это время уже кричал в телефон: «Нет! Завтра!» — в то же время левым глазом читая поданную бумажку.

С течением времени я понял, что он руководится вовсе не внешним видом людей и, конечно, не их засаленными бумажками. Были скромно, даже бедно одетые люди, которые внезапно для меня получали два бесплатных места в четвертом ряду, и были какие-то хорошо одетые, которые уходили ни с чем. Люди приносили громадные красивые мандаты из Астрахани, Евпатории, Вологды, Ленинграда, и они не действовали или могли подействовать только через пять дней утром, а приходили иногда скромные и молчаливые люди и вовсе ничего не говорили, а только протягивали руку через барьер и тут же получали место.

Умудрившись, я понял, что передо мною человек, обладающий совершенным знанием людей. Поняв это, я почувствовал волнение и холодок под сердцем. Да, передо мною был величайший сердцевед. Он знал людей до самой их сокровенной глубины. Он угадывал их тайные желания, ему были открыты их страсти, пороки, все знал, что было скрыто в них, но также и доброе. А главное, он знал их права. Он знал, кто и когда должен прийти в Театр, кто имел право сидеть в четвертом ряду, а кто должен был томиться в ярусе, присаживаясь на приступочке в бредовой надежде, что как-нибудь вдруг освободится для него волшебным образом местечко.

Я понял, что школа Филиппа Филипповича была школой величайшей. Да и как же ему было не узнать людей, когда перед ним за пятнадцать лет его службы прошли десятки тысяч людей. Зачем же надобны были бумажки Филиппу Филипповичу? Одного взгляда и первых слов появившегося перед ним ему было достаточно, чтобы знать, на что тот имеет право, и Филипп Филиппович давал ответы, и были эти ответы всегда безошибочны.
 

Комментарии:

ломился по аппаратам — то есть постоянно и настойчиво звонил по телефонам;

прослойка (устар.) — понятие, относящееся к классовой теории общества — «общественная группа, не входящая в основные классы общества»;

«Бесприданница» — драма А. Н. Островского о гибели бедной девушки Ларисы; бесприданница — в старину: бедная девушка, не обеспеченная приданым (без приданого); приданое — имущество или деньги, дававшиеся родителями дочери при ее выходе замуж (отсюда выражение: невеста с приданым);

мандат — документ, удостоверение;

приступочек — ступенька;

ярус — один из верхних или средних этажей в зрительном зале театра.
 

Задания

1. а) Замените нейтральные словосочетания стилистически окрашенными выражениями из текста М. А. Булгакова.

1) Молодой человек начинал говорить, но не мог продолжать.

2) Филя только один раз взглянул на молодого человека.

3) Больше всего я люблю это место.

4) Все настойчиво звонили по телефонам к Тулумбасову.

5) Это место называлось «контора».

6) Люди, разнообразно одетые, стояли, навалившись на барьер.

7) Молодой человек неожиданно исчезал.

8) Я понял, что Филипп Филиппович определяет людей не по внешнему виду.

9) Он знал, кто должен томительно ждать в ярусе.

10) Он очень хорошо знал людей.

11) Телефоны звонили постоянно.

12) Люди ждали, что место освободится непонятно каким образом.

б) Придумайте примеры с выражениями, которые вы подобрали в тексте. Не забывайте, что М. А. Булгаков по-дружески иронично относился ко МХАТу, равно к актерам и руководителям. Сын Качалова вспоминает, что в Художественном театре «не любили того, над чем нельзя было смеяться». Этим во многом определяется выбор языковых средств в тексте.

2. Найдите в тексте определения, характеризующие обстановку, героев и все происходящее в «конторе»:

грусть Филиппа Филипповича, угол за барьером, календари, ступеньки со двора, одежды, телефон на стене, молодой человек, гражданин, люди (посетители), лицо Филиппа Филипповича, лампа на столе Филиппа Филипповича, форма просьбы билетов, бумажки

3. а) Текст «Я знакомлюсь с театром» состоит из нескольких самодостаточных частей. Разбейте текст на части и дайте каждой из них такое название, которое отражало бы в сжатой форме содержание выделенной вами части. Сравните свой план с нашим.

1. Описание «конторы».

2. Портрет Филиппа Филипповича.

3. Разговор по телефонам.

4. Разговор с посетителями.

5. Филипп Филиппович — великий сердцевед.

б) Найдите в тексте и выпишите предложения, наиболее ярко передающие содержание выделенных нами отрывков.

4. Попытайтесь найти в тексте средства, которыми автор выражает гиперболу (преувеличение), сарказм, иронию, насмешку над происходящим в «конторе». Выпишите наиболее яркие лексико-грамматические средства.

5. Продолжите предложения.

1) Филипп Филиппович полный блондин с...

2) Я очень быстро понял, что по телефонам...

3) Здесь перед Филиппом Филипповичем...

4) С течением времени я понял, что он руководится...

5) Перед Филиппом Филипповичем на письменном столе...

6) Три телефона звенели, ...

7) Умудрившись, я понял, что передо мною...

8) Он угадывал..., ему были открыты... знал все, что...

9) Я понял, что школа Филиппа Филипповича...

6. Скажите, что такое контрамарка? Можно ли назвать бумажки, которые выдавал Филипп Филиппович, контрамарками?

7. Напишите текст театральной программки с кратким содержанием какой-либо известной пьесы.
 

Поговорим

8. Согласитесь или выразите свое несогласие со следующей информацией по тексту «Я знакомлюсь с театром».

1. Популярность Тулумбасова в Москве была не очень велика.

2. В контору вели удобные ступеньки с улицы.

3. У Филиппа Филипповича просили билетов в самой разнообразной форме.

4. В своей работе Филя руководствовался внешним видом и бумажками.

5. Сначала Филя говорил по одному телефону, а затем по второму, а уже потом с посетителями.

6. Филипп Филиппович был худой блондин с веселыми глазами.

7. Перед Филиппом Филипповичем на письменном столе помещалось четыре календаря.
 

Текущий рейтинг: