Проверка слова:  

 

«Русский язык за рубежом», № 1, 2001 год

 

О пользе пения на уроке

05.11.2002

Г. Н. Трофимова

О ПОЛЬЗЕ ПЕНИЯ НА УРОКЕ
 

Г. Н. Трофимова
 

Идея использовать песни в преподавании русского языка как иностранного сама по себе не нова. Многие авторы в своих учебниках, особенно в тех, которые предназначены для интенсивных курсов обучения, в конце каждого урока размещают какую-либо песню в качестве дополнительного развлекательно-познавательного материала страноведческого характера. Однако их образовательный потенциал на самом деле во много раз глубже, значительнее и разнообразнее.

За годы педагогического стажа мне привелось работать со студентами из многих стран, различного возраста, профессионального и общественного статуса. Все они с большим воодушевлением разучивали и исполняли песни на русском языке. Причем и весь остальной материал в процессе освоения песенного репертуара воспринимался гораздо успешнее, учащиеся легче преодолевали языковой барьер, быстрее начинали говорить, улучшалось произношение, быстрее автоматизировались навыки говорения и аудирования. Такие успехи заставили меня всерьез задуматься о более широком использовании песен на занятиях.

Русские песни — это огромный, практически бездонный и постоянно обновляющийся источник, в котором для каждой учебной темы можно найти примеры. Песни России отображают не только душу народа, но и его историю, традиции, быт, культуру, понятия и нравы, поведение и эмоции. В песне есть абсолютно все. Поэтому на самом деле через песни можно объяснить иностранцам и русский менталитет, и русскую историю, и русскую культуру (например, «Темная ночь», «Давайте восклицать», «Катюша», «Мы желаем счастья вам» и др. — примеры можно приводить бесконечно, потому что каждый песенный текст содержит в себе достаточное количество полезного материала для обучения). Но это, так сказать, периферийное значение песни как объекта изучения в методике преподавания русского языка как иностранного.

В песнях, чаще всего построенных в виде монологического высказывания в разговорном стиле или как диалог, сосредоточены наиболее употребляемые лексико-грамматические конструкции, которые необходимы студентам, в первую очередь, для скорейшего вхождения в живой разговорный язык, для преодоления языкового барьера. Песни — это живая народная речь, которая гораздо быстрее литературы реагирует на различные языковые процессы, отражает новые реалии. В ней запечатлены многие необходимые в повседневном живом общении (конечно, не выходя за рамки литературного языка) слова и выражения («Приходи ко мне», «Черный кот», «Улыбка», песни современного московского шансона и др.).

Песня позволяет намного интенсивнее и качественнее освоить русское произношение с его особенной редукцией гласных, оглушением / озвончением и твердостью / мягкостью согласных, артикуляционно тяжелыми сочетаниями звуков. Во-первых, используя мелодическую основу, мы облегчаем студентам задачу постановки правильного звукоизвлечения и артикуляции. Во-вторых, что особенно ценно, студенты сразу учатся выражать свои мысли на иностранном языке не с помощью отдельных слов, а целыми словосочетаниями и фразами, они обучаются понимать связную русскую разговорную речь, осваивают целые сегменты речевого потока, правила русского ударения, сочетания сильных и слабых слогов и т. д.

Песня обогащает лексический запас учащегося, так как в процессе разучивания преподаватель не только разбирает все слова и выражения, которые в стихотворной форме и на мелодии запоминаются и легче, и вернее.

На базе вычлененных из текста лексико-грамматических конструкций составляются упражнения и диалоги, распределяются все грамматические и лексические темы. Тем более что среди песен много примеров с диалогической структурой («Диалог у Новогодней елки», «Послушайте» и др.)

В преподавании иностранного языка большое значение имеет хороший личностный контакт с преподавателем. Звучание песен на уроке создает особенно комфортный эмоционально-психологический настрой, располагающий к взаимопониманию между преподавателем и учебной аудиторией. (Давно известно, что петь человек начал раньше, чем говорить. Следовательно, стремление к пению заложено в его архетипе на уровне подсознания. Использовать это скрытое стремление — значит открыть в студенте желание и способности к изучению языка.)

Огромный песенный багаж позволяет в каждом конкретном случае тщательно варьировать отбор (при том что базовый набор песен остается неизменным) и частично менять учебный репертуар в соответствии с особенностями обучаемой аудитории.

Итак, песня открывает качественно иные возможности в преподавании русского языка как иностранного.
 

Текущий рейтинг: