Проверка слова:  

 

Дайджесты журнала «Русский язык за рубежом»

 

Дайджест журнала «Русский язык за рубежом», № 6, 2012

27.12.2012

Дайджест подготовлен Е. С. Танцуриным

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНЫЙ РАЗДЕЛ

Прикладная лингвокультурология

Ж. И. Жеребцова (Россия). Масленица

МЕТОДИКА

Статус языка

Маханбет Джусупов (Узбекистан). Образовательные статусы русского языка в современном мире

Практическая методика

А. Л. Боген (Германия). Комплексный подход к тексту: «Практика письменной речи» в Гамбургском университете

Обучение грамматике

Е. М. Напольнова (Турция). Преподавание русского отрицания в турецкой аудитории

ЛИНГВИСТИКА

Терминология

Н. А. Любимова, Е. В. Бузальская (Россия). Картина мира: бытие и научный потенциал термина

Русскоязычные СМИ за рубежом

Е. Н. Краснянская (США). Русскоязычная пресса в США: социокультурные и социолингвистические трансформации или нарушения языковой нормы

Речевой этикет

В. Ю. Меликян (Россия). Этикетные коммуникемы в системе русского языка

Лексикография

Л. Е. Кругликова, А. С. Шиморина (Россия). Русская академическая лексикография

ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА

Объекты всемирного наследия

Е. Г. Ростова, С. М. Шамин (Россия). 40 лет Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. К вопросу об обновлении страноведческого содержания учебника РКИ

Городской текст

О. С. Шурупова (Россия). Цветовая гамма Петербургского и Московского текстов

ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ

Г. А. Бедусенко (Казахстан). О гуманитарных образовательных технологиях в процессе преподавания лингвистических дисциплин в казахстанском вузе

Евгения Жеймо (Польша). Интеграция русской (иноязычной) и польской (родной) культур на занятиях по РКИ (продвинутый уровень)

НАМ ПИШУТ

О. Л. Осадчева, С. А. Кидямкина, А. А. Зленко (Россия). О терминах родства в русском языке

Хуан Шицзэн (Китай). 60 лет русскому языку в университете Цинхуа

Чжан Вэй (Китай), Е. В. Лазарева (Россия). Обучение русскому языку в Китае: опыт факультета русского языка Цзилиньского института иностранных языков Хуацяо

ХРОНИКА

Оксана Прилепина. Вполне материальный актив

Н. В. Брунова (Россия). Научно-практическая сессия «МАПРЯЛ – Русскому миру»

«Планета «Русский язык» в виртуальном лингво-коммуникативном пространстве»

Ольга Владимирова. Берлин окунулся в «русский бассейн»

Ольга Владимирова. «Неделя русского языка 2012»

Л. Г. Громова (Россия). «Русский язык в России и в мире: актуальные проблемы изучения и преподавания»

Камилла Нигматуллина (Россия). Русский язык объединил педагогов из 40 стран

IX Международная олимпиада учащихся школ с русским языком обучения государств – участников СНГ и стран Балтии


УЧЕБНЫЙ РАЗДЕЛ

Прикладная лингвокультурология

Ж. И. Жеребцова
zherebtsova@inbox.ru
канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры РКИ Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина
Тамбов, Россия

Масленица
Читателям – преподавателям РКИ предлагается разработка урока по теме «Масленица», направленная на развитие у иностранных учащихся лингвокультурологической компетенции. Материал включает в себя тематическую лексику, учебные тексты, содержащие сведения о традициях и обычаях празднования Масленицы, русские поговорки, стихотворения, репродукции картин. Задания урока носят коммуникативный характер и направлены на совершенствование всех видов речевой деятельности. Разработка урока адресована учащимся, владеющим русским языком в объеме базового – I сертификационного уровней, и может быть использована на занятиях по РКИ, в курсе лингвокультурологии на этапе предвузовской подготовки иностранных граждан, а также при изучении спецкурсов «Русские праздники», «Русские национальные традиции», «Русская православная культура».

МЕТОДИКА

Статус языка

Маханбет Джусупов
mah.dzhusupov@mail.ru
д-р филол. наук, профессор, заслуженный профессор, почетный заведующий кафедрой русского языка Узбекского государственного университета мировых языков
Ташкент, Узбекистан

Образовательные статусы русского языка в современном мире
В статье определяются и исследуются внутрироссийские и международные образовательные статусы русского языка, рассматриваются социолингвистические, лингводидактические и методические основы их формирования, анализируется и описывается характер образовательного статуса языка, не зависящий от его официального статуса.

Практическая методика

А. Л. Боген
andreibogen@yahoo.de
д-р философии, преподаватель Гамбургского университета
Гамбург, Германия

Комплексный подход к тексту: «Практика письменной речи» в Гамбургском университете
Статья представляет собой описание особой методики, применяемой при проведении дисциплины «Практика письменной речи» в Гамбургском университете. Автор рассматривает проблемы преподавания русского языка в группе студентов с различным уровнем языковых и общефилологических знаний, а также вопросы, возникающие при преподавании русского языка в связи с новой языковой ситуацией в Германии. Предлагаемая методика предполагает комплексный подход к тексту и основана на изучении языковых явлений в их семантической функции с учетом литературного и исторического контекста.

Обучение грамматике

Е. М. Напольнова
elenapolnova@yahoo.com
канд. филол. наук, и.о. доцента Университета Озйегин
Стамбул, Турция

Преподавание русского отрицания в турецкой аудитории
В статье указаны типичные ошибки, допускаемые турецкими учащимися при использовании отрицательных средств русского языка. Объясняются причины ошибок и предлагаются некоторые пути их предупреждения.

ЛИНГВИСТИКА

Терминология

Н. А. Любимова
nina-lubimova@yandex.ru
д-р филол. наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета
Е. В. Бузальская
helve@yandex.ru
канд. пед. наук, Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург, Россия

Картина мира: бытие и научный потенциал термина
Обращаясь к проблеме содержания и терминологического статуса картины мира, иерархии ее производных, вопросу допустимости синонимии форм мировидения в различных дисциплинах, авторы представляют картину мира как феномен, обладающий большим научным потенциалом и намечают некоторые пути его использования в лингвистических исследованиях.

Русскоязычные СМИ за рубежом

Е. Н. Краснянская
elena.n.krasnyanskaya.civ@mail.mil
канд. пед. наук, профессор Военного института иностранных языков США
Монтерей (Калифорния), США

Русскоязычная пресса в США: социокультурные и социолингвистические трансформации или нарушения языковой нормы
В статье рассматриваются вопросы, связанные с лингвистическим анализом лексики газет, издаваемых в США на русском языке, и результатами ее исследования. В фокусе внимания автора – понятие нормы, предпосылки к образованию нового варианта русского языка, ошибки, возникающие при переводе реалий, излишне широкое использование латинского алфавита и неоправданное употребление слов на английском языке, а также социокультурная и социолингвистическая компетентность и компетенции русскоязычных иммигрантов разных поколений.

Речевой этикет

В. Ю. Меликян
melikyanv@mail.ru
д-р филол. наук, профессор, зав. кафедрой русского языка и теории языка Южного федерального университета
Ростов-на-Дону, Россия

Этикетные коммуникемы в системе русского языка
Статья посвящена описанию этикетных коммуникем русского языка: состава в системе языка; семантических характеристик (набора и продуктивности семантических групп и подгрупп, а также системы и специфики значений); этимологических свойств (моделей построения, их продуктивности и специфики); парадигматических показателей (лексических, морфологических, синтаксических, словообразовательных и стилистических вариантных рядов, а также их продуктивности и специфики в сфере этикета; причин неварьируемости части единиц); специфики функционирования в речи, а также источников экспрессивности.

Лексикография

Л. Е. Кругликова
lekhospb@mail.ru
д-р филол. наук, ведущий научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН
Санкт-Петербург, Россия

Русская академическая лексикография
В статье рассматривается история создания толковых словарей русского языка в Академии наук с момента выхода в свет первого словаря до настоящего времени. Дается их краткий анализ.

ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА

Объекты всемирного наследия

Е. Г. Ростова
rostova_evgenija@mail.ru
канд. пед. наук, начальник отдела культуроведения в обучении РКИ Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина
С. М. Шамин
shaminy@yandex.ru
канд. ист. наук, ведущий научный сотрудник отдела культуроведения в обучении РКИ Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина
Москва, Россия

40 лет Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия
Статья посвящена 40-летию Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. Авторы предлагают краткое описание объектов всемирного культурного и природного наследия, находящихся на территории России (например, Кремля, Красной площади в Москве, белокаменных памятников старинных русских городов Владимира, Суздаля, Великого Новгорода, культурного и исторического ансамбля «Соловецкие острова»). Особое внимание уделяется природным и культурным критериям, соответствие одному из которых дает какому-либо объекту право претендовать на статус объекта всемирного наследия. Авторы предлагают использовать материалы об этих местах и строениях для обновления страноведческого содержания учебников по русскому языку, страноведению и культуре России.

Городской текст

О. С. Шурупова
shurupova2011@mail.ru
канд. филол. наук, ассистент Липецкого государственного педагогического университета
Липецк, Россия

Цветовая гамма Петербургского и Московского текстов
В статье проводится сопоставительный анализ цветовой гаммы Петербургского и Московского текстов, позволяющий выявить как сходство, так и глубинные различия в народном восприятии двух столиц, на протяжении нескольких веков находящихся в отношениях напряженного, полемического культурного диалога. Анализ осуществляется на материале произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, И. С. Шмелева, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой и др. Результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения РКИ и изучения ряда произведений русской классики читателем-иностранцем.

ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ

Г. А. Бедусенко
tarazgab@list.ru
канд. филол. наук, доцент Таразского государственного педагогического института
Тараз, Казахстан

О гуманитарных образовательных технологиях в процессе преподавания лингвистических дисциплин в казахстанском вузе
В статье описываются наиболее популярные из образовательных технологий, использующихся в одном из вузов Казахстана. Автор рассказывает о педагогическом эффекте их применения, рассматривает основные критерии директивной, т.е. традиционной, а также интерактивной моделей обучения. Отмечается, что новая модель подготовки специалистов в значительной мере предполагает приобщение студентов к научной работе, поскольку она осуществляется через обучение приемам исследования, самостоятельную учебно-исследовательскую практику и нацеленность на результат.

Евгения Жеймо
evgenia_zh@yahoo.com
магистр педагогики, преподаватель РКИ Учебного центра русского языка
Варшава, Польша

Интеграция русской (иноязычной) и польской (родной) культур на занятиях по РКИ (продвинутый уровень)
Статья посвящена современному подходу в обучении иностранному языку, основанному на интеграции родной и иноязычной культур в процессе освоения иностранного языка (на примере взаимодействия русской и польской культур при обучении РКИ). Статья включает практическую разработку двух занятий. Содержание адресовано в первую очередь преподавателям, работающим в польской аудитории, но может быть полезно широкому кругу педагогов, поскольку в статье приводятся конкретные примеры интеграции культур на занятиях по РКИ.

НАМ ПИШУТ

О. Л. Осадчева
oljache@ya.ru
ст. преподаватель Российского университета дружбы народов
С. А. Кидямкина
kid-sveta@mail.ru
ст. преподаватель Российского университета дружбы народов
А. А. Зленко
alsuzlenko@yandex.ru
ст. преподаватель Российского университета дружбы народов
Москва, Россия

О терминах родства в русском языке
В статье представлено описание русских терминов родства с помощью этнографического, сравнительно-исторического, семантического и функционального подходов.

Хуан Шицзэн
hsz@mail.tsinghua.edu.cn
профессор факультета иностранных языков и литератур Университета Цинхуа
Пекин, Китай

60 лет русскому языку в университете Цинхуа
В данной статье дается краткий обзор развития обучения русскому языку в университете Цинхуа на протяжении 60 лет, излагается, как обучение русскому языку в университете отвечало насущным потребностям общества, рассматриваются успехи и неудачи в его развитии и современное состояние.

Чжан Вэй
18222319@qq.com
ст. преподаватель Цзилиньского института иностранных языков Хуацяо
Чанчунь, Китай
Е. В. Лазарева
eugenia-lazareva@yandex.ru
ст. преподаватель Юго-Западного государственного университета
Курск, Россия

Обучение русскому языку в Китае: опыт факультета русского языка Цзилиньского института иностранных языков Хуацяо
В статье описаны подходы к решению проблем системы обучения русскому языку в вузах Китая на примере опыта Цзилиньского института иностранных языков Хуацяо.

ХРОНИКА

Оксана Прилепина

Вполне материальный актив
В Москве 3–4 ноября 2012 г. прошла VI ассамблея Русского мира – международный форум фонда «Русский мир».

Н. В. Брунова
info@mapryal.org
старший референт секретариата МАПРЯЛ
Санкт-Петербург, Россия

Научно-практическая сессия «МАПРЯЛ – Русскому миру»
В сентябре – октябре 2012 г. МАПРЯЛ при поддержке фонда «Русский мир» провел ряд мероприятий в рамках научно-практической сессии «МАПРЯЛ – Русскому миру».

«Планета «Русский язык» в виртуальном лингво-коммуникативном пространстве» Всемирный виртуальный конгресс
В октябре 2012 г. в Лингвистическом центре CLA Болонского университета (Италия) прошел всемирный виртуальный конгресс «Планета «Русский язык» в виртуальном лингво-коммуникативном пространстве».

Ольга Владимирова
russisch@russisches-haus.de
Представительство Россотрудничества в ФРГ

Берлин окунулся в «русский бассейн»
В сентябре 2012 г. Представительство Россотрудничества в ФРГ организовало и провело серию крупномасштабных мероприятий в сфере популяризации русского языка и многоязычия среди детей и молодежи.

Ольга Владимирова
russisch@russisches-haus.de
Представительство Россотрудничества в ФРГ

«Неделя русского языка 2012»
С 12 по 19 ноября 2012 г. в различных регионах Германии была проведена «Неделя русского языка 2012. Германо-российские встречи». Ее организаторами выступили Российский дом науки и культуры (РДНК) г. Берлина, Университет им. А. Гумбольдта, МГУ им. М. В. Ломоносова и Московский городской педагогический университет (МГПУ).

Л. Г. Громова
grludmila@yandex.ru
зав. кафедрой РКИ, доцент Тверского государственного университета
Тверь, Россия

«Русский язык в России и в мире: актуальные проблемы изучения и преподавания»
В Тверском государственном университете (ТвГУ) 28–29 сентября 2012 г. состоялась международная научно-практическая конференция, посвященная 20-летию кафедры РКИ «Русский язык в России и в мире: актуальные проблемы изучения и преподавания».

Камилла Нигматуллина
канд. полит. наук, старший преподаватель кафедры периодической печати факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета
Санкт-Петербург, Россия

Русский язык объединил педагогов из 40 стран
В Санкт-Петербурге 19–25 ноября 2012 г. прошел обучающий методический семинар для национальных преподавателей-русистов. Мероприятие было организовано Федеральным агентством по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) в рамках ФЦП «Русский язык (2011–2015 гг.)». В семинаре приняли участие более 120 преподавателей из 40 стран мира.

IX Международная олимпиада учащихся школ с русским языком обучения государств – участников СНГ и стран Балтии
В Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина 12–16 ноября 2012 г. прошла IX Международная олимпиада по русскому языку учащихся школ с русским языком обучения государств – участников СНГ и стран Балтии. Школьники из 13 государств – участников СНГ и стран Балтии приехали в Москву, чтобы доказать, что русский язык они знают и любят не меньше, чем язык своей страны.

Текущий рейтинг: