Проверка слова:  

 

Мир русского слова

 

О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях России

21.05.2003

В. А. Болотов

Русский язык в Российской Федерации преподается как обязательный предмет в начальной и основной (5-9 кл.) русской и национальной школе и в 10-11 классах национальной школы.

За последние 10 лет в содержании обучения русскому языку произошли значительные изменения, которые можно считать позитивными.

К наиболее значимым изменениям в определении подходов к отбору содержания обучения по русскому языку следует отнести следующие:

1. Осуществлен переход от единых программ и учебников к вариативным.

2. Разработаны обязательные минимумы содержания образования по русскому языку в начальной, основной и средней общей школе (русской и национальной).

3. Определены требования к уровню подготовки учащихся начальной, основной, средней школы.

4. Разработаны примерные программы.

5. Разработана "Концепция образовательной области "Языки и литература".

6. Разработаны минимумы содержания и требования к уровню подготовки выпускников профильной школы, которые в настоящее время апробируются.

7. Подготовлены и внедрены в практику работы школы новые учебники и учебные пособия по русскому языку, риторике и словесности.

8. Определена оптимальная форма итоговой аттестации выпускников по русскому языку в 9-х классах общеобразовательных учреждений.

Проблемы, требующие решения.

Перед обществом остро стоит проблема создания нормальной духовной среды для развития ребенка.

Русский язык относится к тем предметам, результаты изучения которого и владение им определяются не только школьным обучением, но в значительной мере и обществом, в котором живет ребенок, окружающей его языковой и нравственно-эстетической средой.

Сложившаяся в современном обществе языковая среда не способствует воспитанию чувства любви к русскому языку, трепетного, патриотического отношения к нему.

Только школа, только учитель не могут переломить эту ситуацию. Требуются государственные меры, чтобы защитить язык страны от бессмысленного наплыва американизмов, вульгарных и пошлых речевых штампов, усиленно насаждаемых средствами массовой коммуникации.

Однако современное состояние речевой культуры обусловлено не только социально-политическими причинами, но и просчетами в преподавании дисциплин филологического цикла в целом и в частности в преподавании русского языка:

1. Изучение литературы (русской, народов России, мировой) происходит по сложившейся традиции автономно, не всегда согласуется содержание и структура дисциплин филологического цикла.

2. Недостаточно реализуются воспитательные возможности предмета "Русский язык" . Недостаточное внимание уделяется русскому языку и русской литературе в нерусской школе.

3. По-прежнему доминирующим в практике преподавания русского языка остается правописно - орфографическая направленность.

4. Используемые методы преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях не всегда в достаточной степени ориентированы на развитие творческих способностей

5. Наметившаяся в последние годы тенденция к сокращению часов на изучение литературы в Базисном учебном плане негативным образом сказывается на результатах обучения как литературе, так и русскому языку.

Русский язык в русской школе

Русский родной язык в начальной школе.

Принципиально важным этапом в обучении русскому языку является начальная школа.

Современная начальная школа (с русским родным языком обучения) работает по трем системам: традиционная система начального образования, система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Существующие системы начального образования по русскому языку нуждаются в совершенствовании. Это связано с решением следующих проблем:

— усиление и конкретизация коммуникативного плана усвоения младшими школьниками русского языка;

— обеспечение единства речевого развития детей и обогащения их познавательного опыта в различных областях предметных знаний;

— воспитание у ребенка стремления знать русский язык, говорить по-русски содержательно, правильно, четко, воспринимать и понимать речь других;

— поиски наиболее рациональных способов предъявления теоретических сведений о языке в целях более эффективного формирования системы языковых и речевых умений и развития познавательного интереса к родному языку.

Решение намеченных проблем связано с проблемами более широкого, надпредметного плана, а именно:

— рассмотрение начальной школы не как подготовительного этапа в образовании, а в качестве исходного, определяющего цели, ценностные ориентации и принципы построения содержания в начальной и основной школе;

— изменение статуса начального этапа обучения: преодоление его обособленности, изолированности от общего образования в целом; обеспечение непрерывности целей, единства образовательных задач, системности в построении содержании на всех этапах обучения;

— признание самоценности начальной школы, исключительной важности этого периода обучения для становления учебной деятельности ребенка;

— усиление внимания к сохранению и укреплению здоровья ребенка, к созданию условий его психологической поддержки, созданию ситуации успеха и комфортности в обучении.

Русский родной язык в основной и средней (полной) общей школе.

Совершенствование содержания школьного курса русского языка предполагает:

  • сокращение избыточного теоретического материала и устранение излишней детализации в изучении грамматики, усовершенствование структуры курса, устраняющее неоправданное повторение материала;
  • координацию содержания обучения русскому языку и иностранным языкам не только на уровне целей; реализацию в полном объеме принципа преемственности в начальной,основной и средней школе;
  • выделение инвариантного базисного содержания профильной школы, факультативов и спецкурсов, обеспечивающих гуманитарный профиль образования в старшей школе;
  • введение в базисный учебный план Ш ступени обязательного предмета "Русский язык";
  • выделение регионального, школьного и ученического компонентов содержания обучения русскому языку;
  • усиление общеобразовательной роли русского языка в успешном усвоении учебных предметов, преподаваемых в школе.

    Русский язык как государственный

    В целях сохранения единого образовательного пространства, реализации образовательного стандарта, а также совершенствования содержания обучения русскому языку в национальной школе необходимо:

    — скоординировать содержание образования по русскому языку, родному и иностранным языкам с целью устранения дублирующего материала и усиления преемственности между начальной и средней школой;

    — разработать концепцию содержания национального и регионального компонентов образования по русскому языку как государственному;

    — обеспечить обязательную экспертизу на федеральном уровне (ФЭС) учебников по русскому языку, создаваемых в субъектах Федерации;

    —  создать учебно-методический журнал "Русский язык в национальной школе".

    Проблемы, решение которых требует государственной поддержки

    1. Необходимо повысить авторитет русского языка в обществе и предмета "русский язык" в системе школьного образования. В настоящее время отсутствует законодательно закрепленная, продуманная политика поддержки и развития русского языка, государственная забота о культуре и экологии русской речи.

    2. Необходимо пересмотреть систему государственного финансового обеспечения всех компонентов профессиональной деятельности учителя-словесника.

    3. Необходимо финансирование серьезных психолого-педагогических и лингводидактических исследований по проблемам преподавания русского языка в современной школе.

    4. Нуждается в корректировке концепция финансирования федеральной целевой программы "Русский язык".

    Текущий рейтинг:

  •